• Рабкор.ру - рабочий корреспондент
    главная
    передовица
    анализ
    дебаты
    интервью
    обзоры/рецензии
    ликбез
    аудио/видео
    ссылки
    архив новостей
    Колонна левых сил на шествии за честные выборы4 февраля, Москва
    Loading ...

    20 лет без СССР Экономические итоги

    Экономика дефицита Нужна реальная национализация нефтяной отрасли

    Пора ли тачкам на прокачку или на свалку истории? Ответ на статью Дмитрия Жвании «Пора уничтожать автомобили»

    Эстония: промежуточные итоги Двадцать лет жизни вне СССР

    Фэнтези, фантастика и политика Интервью: Чайна Мьевиль

    Россия забастовка протест кризис США политика экономика общество Москва Украина профсоюз власть левые история выборы митинг Европа милиция капитализм Франция экология национализм Медведев образование МВД Киргизия Греция оппозиция СССР коррупция революция Путин искусство Великобритания шахтеры Латвия безработица увольнения ЕС книги
  • суббота, 4 февраля 2012
    последнее обновление:
    С. Кривенко: «Рабам не нужны высокие технологии»
    о проекте редакция контакты блог
    интервью


    30.08.2010  |  09:26

    Пожар в России - больше чем пожар

    Летний сезон-2010 выдался действительно жарким. Отпуск и каникулы в этом году для многих стали не временем отдыха, а превратились в настоящее испытание в борьбе со стихией. И не только с ней. На температурные рекорды, засуху, едкий дым от лесных и торфяных пожаров, охвативших центр России, наложились нехватка элементарной пожарной техники и снаряжения, а также неготовность властей к подобного рода катаклизмам. На этом фоне самоорганизующиеся отряды добровольцев, продемонстрировавшие искреннее желание работать ради решения общей проблемы, в современной России кажутся чем-то удивительным.

    Рабкор.ру встретился с Александром Бабаевым, координатором одного из наиболее организованных добровольческих отрядов, действовавших в Подмосковье, чтобы подробнее узнать о добровольческом движении, его сегодняшней работе и возможных перспективах развития.

    2182.jpegАлександр, расскажите, пожалуйста, как все начиналось? Что лично для Вас послужило импульсом к организации добровольческого отряда?

    Поначалу это не было никакой организацией. Если бы мне сказали, что на три-четыре недели я просто выпаду из обычной жизни и практически поселюсь в лесу, вряд ли я бы за это взялся (смеется). Просто концентрация дыма в городе Орехово-Зуево, где я живу, становилась пугающей. Вечером при свете луны это вообще было похоже на апокалипсис, и у меня стало появляться стойкое состояние обреченности. Нужно было что-то делать со всем этим: либо поддаваться этому состоянию, либо действовать. Я выбрал второе. Как раз в тот момент было достаточно свободного времени, а также был определенный жизненный опыт и уверенность, что все это можно организовать.Я подал заявку на организацию добровольческого отряда Главе района и начал раскидывать информацию в социальных сетях.

    Много ли добровольцев откликнулось на Ваш призыв в социальных сетях? Как Вы вообще оцениваете роль социальных сетей в подобной самоорганизации?

    Сначала я создал группу ВКонтакте и встречу от этой группы, там прописал ситуацию и бросил клич о помощи. Пригласил в группу всех своих друзей. Ключевыми оказались слова, что если Вы сами не можете приехать, пригласите всех своих друзей, может кто-то из них сможет оказать помощь. Буквально за 2 дня группа без всяких специальных механизмов и даже без должного внимания к ней с моей стороны выросла до 500 участников. Но реальных добровольцев собиралось не так много. Нас собиралось сначала человек 7-10. Настоящий поток откликов пошел после того, как эта информация разошлась по Живому Журналу. Мой телефон буквально обрывали. Наша уже реальная, а не виртуальная группа выросла за несколько дней до 30 человек, а потом еще за пару дней уже до 70. Ребята подъезжали на своих джипах, переделанных для полного бездорожья, со своим инструментом. Вот такая оценка эффективности социальных сетей: огромный процент добровольцев - это блогеры.

    Добровольцы в большинстве своем - местные жители? Или все-таки больше приезжих?

    Блогеры живут в «ризоме» (смеется). Если серьезно, для меня было шоком, что среди коллектива в 70 с лишним человек лишь пяток из родного города. Мы тушили пожары рядом с населенными пунктами, иногда жители очень активно помогали, подносили воду в баклашках, подвозили нас до места. Но все же среди добровольцев местных были единицы, чуть побольше ореховских, из района. И основная масса - из других городов и районов. Очень много из Москвы, есть из Дмитрова, из Одинцова, с Урала и других мест. Была даже одна девушка из Израиля, которая специально приехала к нам на помощь.

    Почему так мало местного населения среди добровольцев? Ведь получается, что горит у них под боком.

    Я считаю, что, к сожалению, равнодушие и паразитизм - основная черта нашего общества. Ведь и добровольцев, людей готовых помочь, единицы, просто получилось так, что они были выявлены ситуацией и сконцентрированы в нескольких точках страны. Отсюда и удивление: «почему добровольцев так много, а местных почти нет?»

    Есть ли будущее у этого общества равнодушных?

    У нашего общества есть будущее, пока существуют искренние люди, готовые жертвовать своим временем, комфортом, спокойствием для того, чтобы помочь решить общую проблему. Я надеюсь, что именно эти люди не позволят нашему обществу окончательно деградировать и развалиться. Пока есть люди, готовые пусть даже голыми руками бороться с общей бедой, общество живо.

    2185.jpegНо ведь прекрасными человеческими качествами и голым энтузиазмом пожар не потушить. Как Вы решили вопрос с инвентарем, питанием, спецодеждой? Помогала ли администрация в решении этого вопроса?

    Я написал заявление Главе района. Он связал меня с сотрудниками МЧС, с которыми мы и работали поначалу в полной координации. Но как я понял, у МЧСников у самих проблемы с инвентарем. Мы по полдня забивали пламя палками, ветками и делали ведра для песка из баклашек. Ни о какой воде просто не могли мечтать даже. Не было ее. С питанием и питьевой водой тоже возникали проблемы. Мы поняли, что помощи с инструментом и питанием от МЧС и администрации ждать не стоит и нужно эту проблему решать самим. Добровольцы захватывали с собой по 5 литров воды и многие покупали собственные лопаты и респираторы. Это было до тех пор, пока на нас не вышел Фонд «Справедливая помощь» Доктора Лизы (Елизавета Петровна Глинка). Благодаря фонду мы теперь обеспечены и водой, и питанием, и необходимым инвентарем.

    То есть, если бы не было таких людей, как Доктор Лиза, добровольцам так и пришлось бы тушить пожары палками и баклашками?

    Скорее всего, да.

    Как Вы оцениваете информационную истерику, которую подняли после ответа Доктора Лизы сайту ЕР.ру?

    По-моему, это гнусно. Не вышло «отпиариться» на актуальной теме, начали травить тех, кто тянет на себе всю реальную работу.

    Что Вы думаете о связях Доктора Лизы с партией Справедливая Россия?

    Я вижу тот объем работы, что тянет эта женщина на своих плечах. Вполне возможно, что Мироновым была предложена какая-то помощь фонду. Глупо отказываться от помощи, которая может стать решающей при спасении чьей-то жизни. Но, тем не менее, Елизавета Петровна занята реальным делом, а партия Справедливая Россия - по-моему, такая же имитационная структура, как Единая Россия. Ее задача имитировать в государственной думе наличие некоторой альтернативы партии власти. Думаю у Доктора Лизы и этих людей совершенно разные цели и разные жизненные пути. Она - реальный человек, а не политический призрак.

    Почему Вы считаете, что эти партии имитационные?

    Ситуация с пожарами в этом году показала это со всей очевидностью. В то время как тысячи добровольцев откликнулись на призыв о помощи и принялись решать эту реальную проблему, «единоросы», «нашисты», «местные», восприняли эту национальную трагедию как повод для своего дешевого пиара. Они засели за фотошопы и стали снимать рекламные ролики для своих организаций. На реальных пожарах их никто не видел, ни в Рязани, ни в Воронеже, ни в Подмосковье, ни в других регионах. Даже на их липовых роликах пожары тушим мы - добровольцы, а они красуются в чистеньких маечках перед камерой. Я не отбрасываю мысль, что задача организовать реальную помощь этим организациям была поставлена сверху. Скорее всего, так и было. Но они с ней не справились и на десятую долю процента. Все эти раздутые многотысячные структуры с их бюджетами и административным ресурсом оказались в реальной ситуации менее эффективны, чем кучка энтузиастов-добровольцев. Эти организации были созданы в период экономического подъема, в период, когда было много денег и требовалось не работать и добиваться результата, а грамотным пиаром привлекать деньги для последующего их «освоения». Эти структуры просто по определению не способны на что-то реальное, это мыльные пузыри, которые, на мой взгляд, ненадолго переживут лопнувшие в 2008-м пузыри финансовые. Это призраки, расплодившиеся в обществе равнодушных, в обществе паразитов, поедающих труп Советского Союза. Чем больше будет углубляться кризис, чем сильнее будут проявляться природные катаклизмы, тем более нелепо и неадекватно будут выглядеть эти призрачные организации и их сотрудники.

    2184.jpegКакие политические силы в современной России Вы бы оценили как не имитационные?

    Никакие. Имитацией занимаются все. Наша оппозиция еще в большей степени, чем Единая Россия. То, что не связано с пиаром, не интересует ни оппозицию, ни партию власти. Это такие же призраки, только имитирующие протестную активность. И в этом не их вина, по большому счету. Мы оказались в ситуации, я все же надеюсь, что временно, когда приходится вписываться в те возможности, которые существуют, делать то, что востребовано. Пока была востребована только лишь имитация. А люди, которые пытались заниматься чем-то реальным, оказывались на обочине. Деньги на протест выделялись, а вот что-то реально изменить в обществе этим протестным выпуском пара было невозможно. Эти условия подняли наверх людей и организации с вполне определенными качествами и навыками. В ситуации 2010 все эти структуры и эти люди оказались неспособными ни на что. Пожары сформировали запрос на совершенно иные человеческие качества. Они стали ситом, отсеявшим всех неравнодушных, готовых помочь, готовых сорваться со своих мест и вступить в битву со стихией, не обладая какими-то специфическими навыками и вооружившись лишь палками и баклашками. Это - настоящая элита, или, если хотите, контрэлита нашего общества. Это те люди, которые готовы не спать, мерзнуть, голодать, испытывать жажду, терпеть боль для того, чтобы изменить этот мир.

    Как Вы считаете, есть ли перспективы дальнейшей самоорганизации добровольцев? Что будут делать эти спонтанно возникшие группы, когда все пожары потухнут?

    Перспективы, конечно же, есть. Мы все на связи, сама ситуация потребовала очень серьезного подхода к организации отрядов. Среди добровольцев есть люди с организационным, управленческим опытом, опытом ведения бизнеса и т.д. Что делать? Оценивать свою эффективность, просчеты, недоработки в этом году, ну и готовиться к следующему году. Оценка состояния выгоревших лесов и организаций за них отвечающих не позволяет нам надеяться на то, что следующий год будет лучше настоящего. Возможно, кто-то будет заниматься восстановлением лесов. Кто-то еще чем-то. Я не думаю, что люди, проявившие себя в 2010 году, и сформировавшие добровольческие отряды не будут востребованы. Посмотрите, как изношена российская инфраструктура: электростанции, очистные сооружения, промышленные модули. Все это не обновлялось со времен СССР. На их модернизацию не было денег в период нефтяного бума, вряд ли на это найдутся деньги в период кризиса. Чрезвычайные ситуации будут возникать с каждым годом все чаще и чаще, и по ситуации этого года мы видим, что МЧС с этими ситуациями справляется не очень хорошо. У нас сформировалась Группа взаимопомощи добровольцев, ведь ситуации в жизни бывают разные и не все из них приятные. Хорошо, когда знаешь, что твои друзья в любой момент могут сорваться и прийти к тебе на помощь, что механизм распространения информации выстроен. Но когда отряд нацелен не просто на спонтанную помощь отдельных добровольцев, а на серьезную организацию помощи, то эффективность его повышается на порядок. Механизм такой: мы уже начали собирать базу добровольцев, тех людей, кто хотя бы раз приезжал помогать нам. База включает подробную информацию о каждом участнике, его образование, навыки, ресурс, которым обладает человек. И когда мы получаем сигнал о помощи, мы анализируем, какие навыки и какой ресурс потребуется для решения этой конкретной проблемы, какую избрать стратегию для ее решения. Мы созваниваемся с конкретными людьми из нашей базы, обладающими подходящими навыками или ресурсами для решения этой проблемы, и формируем из этих людей специальную группу, которая и выезжает на место. Я не хочу делать никаких прогнозов, но, возможно, такие отряды станут ядром будущего общества, построенного на совершенно иных принципах, чем общество современное.

    Насколько большая группа у Вас сформировалась?

    Пока это всего около 150 человек. Но надо учесть, что формирование группы сейчас не основная задача. Пожары-то еще не потушены. Думаю, к тому времени, когда вся эта кутерьма закончится, группа будет намного больше. Потом, мы же не единственный отряд. Таких как мы - много.

    2186.jpegКак Вы оцениваете возможность политической реализации добровольческих групп?

    В сегодняшней ситуации - такая реализация автоматически поставит эти группы в ряд всех этих имитационных структур. И эта ситуация не изменится еще лет 10 минимум. Потом, люди, участвовавшие в тушении пожаров, могут быть совершенно разных политических взглядов. Но их реализация именно как либералов, левых или консерваторов оставляет им только перспективу отдаления от реальности и погрязания в болоте политических сект. Сейчас это тупик. Уж лучше оставаться добровольцем.

    То есть добровольцы, по Вашему мнению - вне идеологий?

    Современные идеологии формировались в совершенно других исторических условиях. Тогда они отражали реальные интересы разных социальных групп: рабочих, буржуазии, аристократов. Что эти идеологии отражают сейчас? Психологические особенности людей? Либералами становятся более свободолюбивые, левыми - люди с обостренным чувством справедливости, консерваторами - те, кто уже обжегся на всяких изменениях. Сейчас эти идеологии - лишь красивые мифы, очень далекие от реальности. И любая подобная идеологизация сегодня, на мой взгляд - это шаг от реальности. А добровольцы - это люди, готовые решать реальные проблемы в реальной ситуации. Получается, что мы не правые и не левые - мы реалисты! Реальная ситуация в нашей стране и в нашем обществе не очень приятная. Если мы не будем выстраивать механизмы самоорганизации, своего рода ядро нового общества, построенного на принципах взаимопомощи и личной ответственности за его будущее, а не на паразитизме и равнодушии, как общество современное, то лет через 10-15 мы перестанем существовать как государство и как общество вообще.

    Как Вы считаете, согласятся ли с Вашей позицией координаторы других добровольческих групп?

    Я думаю, что те вопросы, что мы сейчас затронули, действительно актуальны для добровольческого движения. Я высказал свой взгляд и теперь приглашаю всех координаторов добровольческих групп и всех добровольцев к активному обсуждению этих вопросов и выработке общей согласованной позиции по ним.

    Версия для печатиВерсия для печати

    Написать комментарий
    Читать комментарии (4) Скрыть комментарии
     Разместить в своем блоге копировать в буфер
    Код для вставки в блог
    
    Если Вы обнаружили в тексте ошибку, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

    Другие материалы по теме

    18.01.2012  | 16:50 Шанс и вызов для левых

    14.01.2012  | 15:40 Средний класс и пропаганда

    11.01.2012  | 14:33 Год протеста и крепкий орешек

    11.12.2011  | 12:35 Революция в болоте

    09.12.2011  | 17:19 Штормовое предупреждение

    Узнай, что сегодня на главной странице Rabkor.ru
    Atanasius 30.08.2010 | понедельник ответить

    Комментарий в блоге Доктора Лизы:

    "Мы никогда не виделись с Сашей и вряд ли увидимся. Но из тысячи голосов по телефону я узнаю его спокойное - "ДЛ, здравствуйте! У нас всё в порядке. Это из Орехово-Зуево "

    Жизнь вне политики. Она есть. Ею живут те, кто тушил эти пожары. Те, кто даёт еду моим бездомным. Те, кто помогает ради того, чтобы помогать. Те, кто знает, что есть те, которым хуже чем нам. Те, кто не винит и не пинает самых слабых. Те самые погорельцы, которые жили натуральным хозяйством и не верят никому - от отчаяния и горя.

    Они помнят о том, что есть слабые и больные. Они знают, что зарекаться от тюрьмы и сумы - нельзя. Этому не учит политика. Этому учит наша с вами жизнь.

    Саша Бабаев работал три недели. Ради нас с вами.

    Черский - ради того же. Это он, находясь в каком-то очередном горящем болоте, кричал мне в трубку " Оставь респираторы себе. В Москве. Если всё так будет дальше - они будут нужны! Слышишь?"

    Поэт Петя Свешников.

    ВСЕ добровольные кооринаторы.

    Рустем Другой, после поста которого пришло сотни людей с шлангами и пилами.

    Миша77 - мой самый любимый онкобольной, который в одиночку борется за правду, как в своё время боролся за свою жизнь.

    Женя Ройзман, едущий за 600 км тушить заповедник.

    Дядька из поезда в Екатеринбург, который , ни говоря ни слова, взял у нас посылку с топорами пилами и палатками, отказавшись от любых денег.

    Скажите ИМ спасибо. Добавьте имена тех, кого мы должны знать. Тех, кто всех нас - СПАСАЛ.

    Кто не ссыкливо прятался за строчками псевдопобед, а РАБОТАЛ. Не за деньги. А повторяю - за нас с вами.

    ДЛ" http://doctor-liza.livejournal.com/

    The Very Heaven 31.08.2010 | вторник ответить

    Как приятно читать последовательное и спокойное изложение мыслей. Без матершины и лишней агрессии! Хочется пожелать, чтобы и остальные неравнодушные блогеры брали с тебя, Саш, пример :-)

    Jose 31.08.2010 | вторник ответить

    Да, мне тоже парень понравился. Молодец!

    sansey 08.09.2010 | среда ответить

    Да, да, приятно почитать...

    Написать комментарий

    Добавить в:

    Добавить в memori.ru Добавить в vaau.ru Добавить в news2.ru Добавить в slashdot.org Добавить в technorati.com Добавить в Magnolia Добавить в Livejournal Добавить в Reddit Добавить в Digg Добавить в Google

    Постоянная ссылка :

  • eng
    новостные ленты

    20 лет без СССР Экономические итоги

    Эстония: промежуточные итоги Двадцать лет жизни вне СССР

    «Грядет новая сила» Интервью: Евгения Чирикова

    Фэнтези, фантастика и политика Интервью: Чайна Мьевиль

    Экономика дефицита Нужна реальная национализация нефтяной отрасли

    2288675
    Елена Галкина Путина честное зерцало Один из результатов эволюции госаппарата в нулевые - создани...
    Александр Шубин РЖД. Ложь и корысть 28 ноября 2009 года я должен был на день съездить на конфере...
    Владимир Веретенников Победа на лингвистическом фронте Конец прошлого месяца ознаменовался крупным событием в жизни...
    Илья Будрайтскис Пабло Эскобар российской политики Неожиданное вторжение на убогую российскую политическую сцен...
    Ирина Глущенко Женский уголок В советских текстах 1920-х годов женщина рассматривается как...
    Борис Кагарлицкий на митинге 4 февраля
    Левые на митинге 4 февраля
Rambler's Top100
Система Orphus