• Рабкор.ру - рабочий корреспондент
    главная
    передовица
    анализ
    дебаты
    интервью
    обзоры/рецензии
    ликбез
    аудио/видео
    ссылки
    архив новостей
    Колонна левых сил на шествии за честные выборы4 февраля, Москва
    Loading ...

    20 лет без СССР Экономические итоги

    Интервью: Герман Садулаев «Надо уменьшать страдания людей»

    Капитализм, британские ученые и все-все-все Рецензия: Бен Голдакр «Обман в науке»

    Пора ли тачкам на прокачку или на свалку истории? Ответ на статью Дмитрия Жвании «Пора уничтожать автомобили»

    Войны и революции на Южном Кавказе По следам арабских восстаний

    Россия забастовка протест кризис США политика экономика общество Москва Украина профсоюз власть левые история выборы митинг Европа милиция капитализм Франция экология национализм Медведев образование МВД Киргизия Греция оппозиция СССР коррупция революция Путин искусство Великобритания шахтеры Латвия безработица увольнения ЕС книги
  • суббота, 4 февраля 2012
    последнее обновление:
    С. Кривенко: «Рабам не нужны высокие технологии»
    о проекте редакция контакты блог
    дебаты


    04.12.2009  |  10:29

    Первичные половые принципы

    Мой сын окончил девятый класс. При вручении аттестатов об основном общем образовании директриса школы сделала заявление, которое вполне могло бы стать сенсацией: «Быть настоящим специалистом своего дела – это процентов семьдесят счастья. Особенно для мальчиков. Девочкам труднее. Я вам никогда не говорила, теперь скажу: мы живем в мужской цивилизации. Женщине приходится брать на себя мужские обязанности, если она хочет состояться как человек».

    Сенсационность была в том, что директриса неожиданно заговорила языком западных феминисток, употребив термин «мужская цивилизация». Но, к сожалению, этих слов никто не заметил. Ни девушки, ни юноши просто не поняли, о чем речь.

    Как человек и как женщина

    1505.jpegЧто это значит: «Если девушка хочет реализоваться как человек»? А как еще она может реализоваться, как жираф, что ли? Девушки любого возраста, от старшеклассниц до бабушек, находят ответ мгновенно: как женщина.Встретить свою любовь, выйти замуж, родить детей, чувствовать себя красивой и желанной. Это и значит – реализоваться как женщина. А как человек? Развить свои таланты, преуспеть в профессии, добиться всеобщего уважения. 

    Хорошо, а для противоположного пола есть такое же разделение: как человек – и как мужчина? Опрошенные автором этих строк мужчины сначала ответили твердо: фигня какая-то, нет такого понятия «реализоваться как мужчина». Потом вспомнили: а вот говорят же, что мужчина должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Ага, так вот это и значит – реализоваться как мужчина? Хотя нет, постойте, это как раз – как человек...

    С другой стороны, когда мужчина достигает профессиональных успехов, зарабатывает деньги, добивается высокого социального статуса – это он реализуется как человек, так? А почему не как мужчина – ведь, как известно, мужчина должен быть добытчиком... Нет, все-таки фигня: понятия «мужчина» и «человек вообще» никак не хотят разделяться. Не зря во многих языках это просто одно и то же слово (английское man, французское homme). Мужчина воспринимается как «человек вообще», женщина – как отклонение от «мужской нормы»: такова одна из характерных особенностей «мужской цивилизации».

    Девочки и мальчики вместе учатся в школе и вузе. Им говорят: становитесь настоящими специалистами – это правильный путь к интересной и достойной жизни для всех и каждого. Потом они женятся, заводят детей. И вдруг обнаруживается что-то, к чему их всю жизнь одинаково готовили и к чему они все это время одинаково стремились: это профессиональное самосовершенствование для мужчины – святая обязанность (ведь он должен быть добытчиком), а для женщины – непозволительная роскошь (ведь у нее дети).

    Сказанное, конечно, не означает, что мамы вовсе не ходят на работу. Просто в каждом из миллиона случаев, когда надо решить: взяться за работу перспективную, но напряженную или остаться на скромной, зато спокойной, потому что ребенок еще маленький и без конца сопливится; поехать в завидную командировку или остаться дома, потому что ребенок только пошел в первый класс и каждый день надо вместе с ним делать все уроки; пойти сегодня на службу или взять бюллетень, потому что ребенок опять заболел; отправиться на интересную и многообещающую деловую встречу – или на родительское собрание, где вас давно с нетерпением ждут директор и классный руководитель... В каждом из миллиона таких случаев, если мама делает выбор в пользу забот о ребенке, это само собой разумеется, как же иначе?

    А вот если такой выбор (гораздо, гораздо реже и вообще далеко не в каждой семье) делает папа, то в глазах общественного мнения он герой. А может, и не герой, а просто тряпка, подкаблучник. А то и вовсе бездельник: не мог придумать ничего убедительнее, чтобы отлынивать от работы.

    Миллионы случаев в сумме дают годы. И когда дети, наконец, выросли, выясняется, что маме поздно делать карьеру. Теперь только их с папой бывшие однокурсники помнят, что в юности мама считалась даже более талантливой, чем папа. Для папы тоже возможны грустные неожиданности. Он детей кормил, одевал, летом на отдых отправлял, платил за их образование. А они вот выросли – и как будто он им чужой. За серьезным советом – к маме. Пожаловаться на жизнь – к маме. Если зашли просто поболтать, похихикать, душу отвести – опять у мамы на кухне сидят. А отец как будто ни при чем.

    Хуже, чем убийство

    Пример «мужской» социальной проблемы – пьянство. У нас вообще пьют по-страшному, но все-таки пьющих женщин гораздо меньше, чем мужчин. Как сказала одна мудрая второкурсница, девушка некурящая и равнодушная к выпивке: «Если бы я была мальчиком, наверняка бы уже со школы курила и пила пиво каждый день. В нашем классе с этим было строго: без пива и сигарет ты “не пацан”. Если бы так сильно морально давили на меня, я бы тоже не выдержала. Просто для девчонок это считалось необязательно, с нас какой спрос? Ну, не пацан я, что поделаешь».

    Подобные общественные установки сами по себе достаточно сильно «украшают» жизнь. А если тебя еще не предупредили об их существовании, и ты налетаешь на эти установки со всего размаху – можно и вовсе лоб разбить так, что не склеишь. Наше общество почему-то упорно не хочет предупреждать своих детей. Директриса школы сказала правду: она никогда не говорит об этом на уроках – даром что ведет как раз обществознание. Ни слова не говорит, не преподносит даже азбучных истин. Нет этого в школьной программе. И, уж конечно, наши люди ничего не знают о гендерных исследованиях, что повсеместно распространились в университетах Европы и Америки в последние 20 лет.

    Слово «гендер» (английское gender) изначально было лингвистическим термином, обозначающим грамматическую категорию рода: «сарафан» – мужской род, «рубашка» – женский и т.д. Начиная с 80-х годов прошлого века западные ученые – социологи, психологи, антропологи, историки – стали использовать этот термин в новом значении: «гендер» – «социальный пол», то есть та социальная роль, которую общество предлагает (а честно говоря – навязывает) каждому человеку в соответствии с половой принадлежностью. Например: «мужчина-воин», «мужчина-первопроходец»; «женщина-хранительница очага», «женщина-муза»...

    Гендерные роли, признаваемые обществом здесь и теперь – это те самые «нормальная баба» и «настоящий мужик», о которых у каждого из нас имеется неколебимо твердое представление. Это основа. Это то, на чем стоит мир. Это – святое. Массовое сознание воспринимает гендерные роли как что-то вечное и неизменное, определенное «самой природой». Отход от этих ролей если не осознается, то ощущается как самое большое несчастье и преступление. Даже убийство может быть оправдано при определенных обстоятельствах (на войне, при самообороне, в состоянии аффекта...). Но «немужское поведение» мужчин и «неженственность» женщин – это, с точки зрения обыденного сознания, окончательный приговор. Тут смягчающих вину обстоятельств быть не может.

    Каков подлец!

    Только вот загвоздка: представления о мужественности и женственности у разных людей бывают довольно разные. Причина проста – она в неоднородности общества. Ведь на самом деле природа дает нам только биологическую половую принадлежность – ее мы приобретаем еще в материнской утробе. А социальную роль, связанную с полом, то есть роль гендерную, «пишет» для нас общество. Вряд ли стоит долго объяснять, что «нормальная баба» – современная москвичка, к примеру, сильно отличается от «нормальной бабы» из первобытного племени, обитавшего в Африке, скажем, десять тысяч лет назад.

    Но и в одну и ту же эпоху, в одной и той же стране могут существовать несколько моделей гендерных отношений, каждую из которых принимает лишь часть населения. В нашей стране сегодня именно так дело и обстоит; при этом все осложняется тем, что подавляющее большинство соотечественников не осознают собственных гендерных представлений, хотя и руководствуются ими в жизни – пожалуй, более последовательно, чем какими-либо другими.

    Обычная история: люди сначала женятся по любви, намереваясь жить вместе долго и счастливо – и только потом вдруг с изумлением обнаруживают, что их представления о семейных (как и вообще гендерных) отношениях настолько разные, что совместная жизнь превращается в почти невозможный подвиг. Только тут каждый из супругов узнает, в чем, собственно, состоят его (ее) собственные взгляды на семейную жизнь, на социальные роли мужчин и женщин, – раньше просто в голову не приходило до конца осознавать, формулировать и обдумывать столь «очевидные для всех», «самой природой заданные» истины.

    И начинается: «Он говорил, что любит меня. Я все готова была для него сделать: бросить работу, нарожать кучу детей. А теперь, когда мы поженились, выяснилось, что детей он согласен завести не больше двоих, и не сейчас, а лет через пять, а то и десять – сначала, говорит, мы с тобой должны стать на ноги каждый в своей профессии. А с женой-домохозяйкой ему, видите ли, будет скучно, он не хочет, чтобы я уходила с работы. Каков подлец! Зачем он тогда вообще женился – что это за семья без детей? Я уверена, он нашел другую, иначе не может быть, ведь все мужчины хотят, чтобы их жены сидели дома, это же всем известно, самой природой определено...»

    А в другой семье муж думает горькую думу: «Она говорила, что любит меня. Я все для нее делал: работал день и ночь, чтобы она могла спокойно сидеть дома, заниматься нашей дочкой. Ну, и собой, конечно: на фитнес ходила, в салон красоты, наряжал ее, как куклу... А она едва дождалась, когда дочке исполнится три года – и заявила, что ей дома скучно. Зачем же тогда выходила замуж, если не готова для нас с дочкой пожертвовать своей “карьерой” – так и сказала, не постеснялась. Да любая мечтала бы так удачно выйти замуж, как она – какую еще бабе нужно карьеру? Кто бы мог подумать, что моя жена такая стерва...»

    Романтизм как национальное бедствие

    Оба автора приведенных монологов – приверженцы традиционной модели семьи, и если бы они заключили брак между собой, не пришлось бы им переживать таких разочарований. Но вот незадача: им достались в супруги люди, считающие «саму собой разумеющейся» для нашего времени другую, модернизированную модель семьи. И люди эти тоже почувствовали себя, каждый в своем браке, несчастливыми и как будто в чем-то обманутыми. Кто тут прав, кто виноват? Правы каждый по-своему, а виноваты все одинаково: в том, что не попытались еще до свадьбы договориться о том, какой она будет, эта семейная жизнь.

    Только вот они ведь не потому не попытались, что все такие легкомысленные. А потому, что это у нас решительно не принято. Попытку рационализировать семейные отношения, понять, как они устроены в принципе, и потом самим строить свою семью сознательно, на основе договоренности – такую попытку наши люди воспринимают как недопустимое посягательство на святое, как нечто, в корне противоречащее главному – любви: «Как это мы будем договариваться, словно торговцы на базаре? Вы еще скажите – подписать контракт. Главное – чтобы была любовь. Если любовь есть, все само решится».

    За эту романтическую установку наши люди держатся крепко, что подтверждают и простые житейские наблюдения, и исследования отечественных социологов. Любовь как универсальный ответ на все жизненные вопросы – наше народное вообще, и женское в частности, постоянное заблуждение. Первой его жертвой становится, натурально, сама любовь. Вместе с бывшими счастливыми влюбленными, пополняющими собою несметные ряды людей, чья личная жизнь – поломатая, колесом переехатая.

    Мы знаем, как надо

    Если посмотреть, что у нас сегодня пишут и говорят публично на темы личных и семейных взаимоотношений мужчин и женщин, обнаруживаются два основных направления.

    Первое – ортодоксальное. Когда в XXI веке в поезде московского метро удивленные пассажиры обнаруживают на стене плакат с лозунгом «Безопасного секса не бывает!», агитирующий молодежь против использования презервативов – это не диверсия врагов, стремящихся ускорить у нас распространение гепатитов В и С, не говоря уже о СПИДе и прочих двадцати с лишним заболеваниях, передающихся половым путем. Нет, это Мосгордума объясняет нам, что презерватив – штука практически бесполезная, а главное – безнравственная. Зато полное воздержание до брака, а после – верность одному на всю жизнь супругу – единственная правильная защита от всех опасностей. А заодно и залог семейного счастья. Что тут скажешь? Если коротко, могу скромно сослаться на собственный опыт двадцатилетней давности: попытка честно следовать этой высокоморальной установке уже тогда была практически стопроцентной гарантией не просто неудачного, а до изумления дурацкого первого брака. Теперь – тем более.

    Второе наиболее заметное направление мысли – как будто совсем другое, современное. Его отражение – телевизионные ток-шоу и психологические передачи, посвященные личным и семейным проблемам. В популярном ежедневном шоу «Давай поженимся», например, ведущая и эксперты доброжелательно выслушивают рассказы женихов и невест об их личном опыте, каким бы он ни был – хоть один брак с последующим разводом, хоть десяток романов с чужими мужьями. Здесь не выставляют нравственных оценок, а только делают выводы и дают советы психологического порядка: «Мне кажется, вы внутренне еще не освободились от тех отношений...», «Он готов к серьезному шагу, а она пока не готова...»

    Вроде бы все современно, толерантно, и культурно, и ведущая – актриса Лариса Гузеева – вполне справедливо называет «дебильным» любимый вопрос многих женихов: «А готова ли невеста ради меня бросить пост заместителя директора крупного банка?»

    1504.jpegНо вот всплывает роковая тема – о мытье посуды. И та же Лариса Гузеева, постепенно приходя все в более сильное волнение, словно жрица языческого божества, входящая в транс, начинает восклицать примерно следующее: «Нет, нет! Мужчина не должен мыть посуду. Это – нельзя, никогда. Ни за что! Мы сами заставляем мужчин мыть посуду, а потом удивляемся, почему у подруги – такой мачо, а у нас – нет. Это невозможно, ни в коем случае, я даже не знаю, почему...» 

    Тут-то впервые посещает зрителя догадка, которая при дальнейшем внимательном просмотре этого и других «лично-семейных» телешоу только подтверждается. Система координат тут другая, чем у суровых сторонников патриархальных традиций, это правда. Но она столь же иррациональна (просто те смертельно боятся презервативов, а эти – посуды) и столь же мало имеет отношения к живым сегодняшним людям. И патриархальные ортодоксы, и психологи-астрологи из ток-шоу – те и другие уверены, что существует готовый (и, кстати, простой) правильный ответ, и что они, советчики, его знают. А тем, кто приходит к ним за советом, надо только достаточно благонравия (сообразительности, решимости) чтобы последовать правильным путем. При этом все советы лежат в области чисто личных взаимоотношений.

    Лучше – про посуду

    Но проблема-то в том, что ответа – нет. Никто его не знает. Потому что наш мир перевернулся, а потом еще три раза перевернулся, а после постоял на голове, покачался из стороны в сторону и снова рухнул, и так восемь раз подряд – и продолжает крутиться и меняться все быстрей. У нас у всех уже от этого темно в глазах, и мы пытаемся удержать равновесие, хватаясь за старую систему координат. Но ее давно сорвало ветром, это теперь уже ни к чему не привязанная, однако все еще прочная сетка, которая только опутывает нас по рукам и ногам, а поддержать не может.

    И добрые советы из области личных взаимоотношений не помогают нам, а еще больше запутывают, мешая понять главное. Понять, что на нашей личной и семейной территории мы то и дело встречаемся с силами, социальными по природе и мощи – и нередко враждебными нам.

    Сила общественного предрассудка; сила семейного предубеждения или страха, передающегося из поколения в поколение, как самое настоящее родовое проклятие; сила обычно не осознанных нами, но властно управляющих каждым шагом «самих собою разумеющихся» «мужских» и «женских» правил, обязанностей и прав – вот силы, которые могут нас покалечить или вовсе закатать под асфальт, изуродовать наши отношения с близкими или перекорежить всю жизнь, личную и социальную, могут здорово обмануть – а когда раскроешь обман, увидишь, что обретенное знание почти уже некогда использовать, поскольку заблуждался ты лет тридцать подряд… Чтобы не быть пассивной жертвой этой могучей, коварной и вполне равнодушной к твоей личной судьбе стихии, надо бы постараться понять, как это все устроено и что на самом деле происходит. Окончательного ответа не знает никто – но надо думать об этом, надо научиться говорить на эти темы (пока у нас и слов-то нет), надо бы хоть как-то ориентироваться в происходящем и по возможности лучше понимать друг друга. Такого рода размышление – это, собственно, и есть гендерный подход.

    Но с упорством, на первый взгляд загадочным, гендерный подход отвергается отечественным общественным сознанием. Практически нигде, кроме специальных, сугубо научных журналов или книг тема гендера – «социального пола» – не рассматривается хоть сколько-нибудь серьезно. Ни в общественно-политической прессе, ни в глянцевых женских и мужских журналах, ни в популярных ток-шоу, ни, тем более, на уроках в школе. Почему? Ссылка на отечественные традиции тут не работает: можно подумать, «Плейбой» и «Космополитен» на Руси читали испокон веков. А прижились журналы как родные. И куда менее почтенные из рода глянцевых прижились не хуже, и много еще всякого на телевидении и в кино, не говоря об интернете. А гендерный подход – нет, и всё тут. Почему?

    А может быть, дело в том, что представления о «настоящем мужике» и «нормальной бабе» – это и есть наши истинные общественные убеждения? Не политические, конечно – ну, так насчет осознанных и постоянных политических взглядов у нас вообще не очень, судя по тому, с какой поразительной быстротой и легкостью большинство населения бросается из крайности в крайность на протяжении последних 20 лет. Политические взгляды вообще, строго говоря, мало у кого есть, и не о них сейчас речь. А гендерные представления есть у всех. Далеко не все их осознают (ведь это что-то «само собой разумеющееся»), зато абсолютно всеми они движут. Представления эти не подвержены моде, не меняются под влиянием рекламы и крайне неохотно, трудно, мучительно медленно модернизируются даже под действием самой жизни.

    Вот и получается, что принципы, которыми мы на самом деле руководствуемся в социальной жизни, лежат в сознании каждого из нас за той дверью, на которой написано (в зависимости от пола носителя данного индивидуального сознания) «Нормальная баба» или «Настоящий мужик». И открывается эта дверь легче легкого: стоит только воскликнуть что-нибудь вроде «Или ты не мужик?», как человек подпрыгивает и начинает весьма энергично действовать в соответствии со своими гендерными представлениями, и только после (может быть) задумывается, по делу ли, собственно, ему сказали эти волшебные слова.

    Возможно, потому общественное мнение и боится заглядывать за эту дверь – ворошить основу основ? Да еще неизвестно, что там увидишь. Несколько лет назад социологи МГУ им. Ломоносова и Института социологии РАН проводили большое исследование на тему «Домашнее насилие в отношении женщин». Удалось охватить семь экономических регионов, где проживает 75 % населения страны. На вопрос: «Был ли такой случай, чтобы муж вас ударил?» лишь 44,7 % женщин ответили, что их мужья ни разу не пытались этого сделать. 26,8 % – больше, чем каждая четвертая – выбрали ответ: «Бил неоднократно».

    Но самое поразительное другое. 48,1 % мужчин и 28,2 % женщин согласились с утверждением: «Некоторые женщины заслуживают того, чтобы их побил муж». Итого, 38 % всех опрошенных в принципе принимают такой способ разрешения конфликта между двумя взрослыми людьми, как битье одного человека другим. Прошу заметить: речь даже не о драке, а о том, что просто один бьет другого, будучи сильнее физически и, кроме того, имея на это «моральное право» – то есть бьет, заранее уверенный, что сдачи не получит. Вот некоторая информация к размышлению о том, в каком обществе мы живем. Насколько мы все вместе готовы, например, уважать права человека.

    Да, мрачновато как-то получается. Поговорим лучше о том, способен ли мачо мыть посуду.

     

    Материал подготовлен в рамках программы "Гендерная демократия" Фонда им. Генриха Бёлля. 

      

    Александра Лацис

    Версия для печатиВерсия для печати

    Написать комментарий
    Читать комментарии (17) Скрыть комментарии
     Разместить в своем блоге копировать в буфер
    Код для вставки в блог
    
    Если Вы обнаружили в тексте ошибку, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

    Другие материалы по теме

    14.01.2012  | 15:40 Средний класс и пропаганда

    11.01.2012  | 14:33 Год протеста и крепкий орешек

    11.12.2011  | 12:35 Революция в болоте

    09.12.2011  | 17:19 Штормовое предупреждение

    07.12.2011  | 18:12 Возвращение с Триумфальной

    Узнай, что сегодня на главной странице Rabkor.ru
    Ромаюн 04.12.2009 | пятница ответить

    //В нашем классе с этим было строго: без пива и сигарет ты “не пацан”. //

    Так понятие о пацанах уголовное и ничего специфически мужского не содержит - кроме того, что уголовная субкультура мужская по преимуществу.

    //Гендерные роли, признаваемые обществом здесь и теперь – это те самые «нормальная баба» и «настоящий мужик», о которых у каждого из нас имеется неколебимо твердое представление. Это основа.//

    Ну вот Вы - тоже часть общества. И я часть общества. Разве мы мыслим так же? Потому что нет никакого "народа" или "общества". Есть более или менее массовые тренды.

    //Что это значит: «Если девушка хочет реализоваться как человек»? А как еще она может реализоваться, как жираф, что ли? //

    А это восходит к концепциям гуманистов. А если мыслить в духе Энгельса - "жизнь есть способ существования белковых тел". Человек - это просто набор костей и мяса. Никакого Духа в нем нет. Вот и все. Но так как культур-мультур держится на латентно религиозных предпослыках, материалистическое пониманием не приживается.

    Ромаюн 04.12.2009 | пятница ответить

    //Первое – ортодоксальное. Когда в XXI веке в поезде московского метро удивленные пассажиры обнаруживают на стене плакат с лозунгом «Безопасного секса не бывает!», агитирующий молодежь против использования презервативов – это не диверсия врагов, стремящихся ускорить у нас распространение гепатитов В и С, не говоря уже о СПИДе и прочих двадцати с лишним заболеваниях, передающихся половым путем. Нет, это Мосгордума объясняет нам, что презерватив – штука практически бесполезная, а главное – безнравственная. Зато полное воздержание до брака, а после – верность одному на всю жизнь супругу – единственная правильная защита от всех опасностей.//

    По-моему, это Ваша интерпретация. Говорят еще, что секс бывает "защищенным" - но не "безопасным". Потому что некоторая опасность есть всегда и верить в кондом как панацею не стоит - вот и все.

    Ромаюн 04.12.2009 | пятница ответить

    //Но самое поразительное другое. 48,1 % мужчин и 28,2 % женщин согласились с утверждением: «Некоторые женщины заслуживают того, чтобы их побил муж». Итого, 38 % всех опрошенных в принципе принимают такой способ разрешения конфликта между двумя взрослыми людьми, как битье одного человека другим. Прошу заметить: речь даже не о драке, а о том, что просто один бьет другого, будучи сильнее физически и, кроме того, имея на это «моральное право» – то есть бьет, заранее уверенный, что сдачи не получит. //

    Это опять же Ваша интерпретация. Потому что можно представить, что отвечавшие на вопрос могл имыслить так: "есть такие твари, что их не то что бить, убить мало".

    И волею судеб выходит, что часто такие зловредные жены бывают у мужей.

    Robin Bad 04.12.2009 | пятница ответить

    Боже ж мой! Опять...

    //реализоваться как человек// - выражение-пустышка, типичное для идеологии, базирующейся на гуманистической парадигме. Поскольку каждый волен вкладывать в него любой смысл на свое усмотрение. Вот, некто имеет большой бизнес и флотилию яхт, "жизнь удалась" и все дела - он, в соответствии со своими воззрениями, реализовался как человек. А может, и не реализовался - потому что мечтал быть знаменитым скрипачем, а не олигархом. "Хотел в Алма-ату - поехал в Воркуту, строгал себе лапту, а записали в хор..."(с)Башлачев.

    //У нас вообще пьют по-страшному, но все-таки пьющих женщин гораздо меньше, чем мужчин// - это где - "у нас"? Что значит - "по-страшному"? Где-то пьют по-смешному, где-то по-грустному, где-то по-возвышенному, а "у нас" "по-страшному"? Очень глубокое наблюдение... А пьющих женщин я в окрестностях своего дома вижу гораздо больше, чем мужчин - почему-то любят они тусоваться в соседнем дворе. Будем делать глобальные выводы?

    //наши люди ничего не знают о гендерных исследованиях, что повсеместно распространились в университетах Европы и Америки в последние 20 лет// - а вот мне представляется гораздо более прискорбным, что за те же последние 20 лет люди набрались никчемушных познаний в области астрологии, хиромантии и прочего мозгоблудия, тогда как астрономия исключена из школьной программы.

    //Любовь как универсальный ответ на все жизненные вопросы – наше народное вообще, и женское в частности, постоянное заблуждение// - ни фига подобного, это вполне целесообразное с точки зрения биологии оформление репродуктивного инстинкта. А у автора, судя по всему, проблемы с личной жизнью:) Ага, точно://могу скромно сослаться на собственный опыт двадцатилетней давности: попытка честно следовать этой высокоморальной установке уже тогда была практически стопроцентной гарантией не просто неудачного, а до изумления дурацкого первого брака// - ну, и зачем свой субъективный опыт возводить в абсолют?

    //Несколько лет назад социологи МГУ им. Ломоносова и Института социологии РАН проводили большое исследование на тему «Домашнее насилие в отношении женщин»// - а как насчет аналогичного опроса про насилие в отношении мужчин? Смешно, да? А вот я на примере разных соседей (ну, так уж сложилось, что меня частенько зовут разнимать всякие семейные разборки) наблюдал массу случаев битья мужей женами, которые при этом пускали в ход подручные "аргументы" вроде любимой карикатурисами скалки - "а чо такого, я же слабая женщина?" Результаты применения заставляли, честно говоря, усомниться в слабости:)

    В общем, простите великодушно, но статья имеет примерно такую же ценность, как набившие оскомину открытия британских ученых. Очередной пример того, как интеллигенция занимается бесконечным пережевыванием одной и той же фигни, упорно отворачиваясь от действительно серьезных проблем.

    Ромаюн 04.12.2009 | пятница ответить

    //А вот я на примере разных соседей (ну, так уж сложилось, что меня частенько зовут разнимать всякие семейные разборки) наблюдал массу случаев битья мужей женами//

    Точно! Когда я грузчиком работал, коллега пришел с огромными царапинами на щеке. Мы его: кто тебя? Он мнется: да кошка поцарапала... Но его подкололи под водочку: что за кошка - тигр, что ли? Выяснилось, что регулярно огребает от сожительницы Ани)).

    Ромаюн 04.12.2009 | пятница ответить

    Но мужик еще и не признАется зачастую. Опять же из-за проклятых стереотипов аццкого партиархального обчества)).

    Анатолий Игнатьев 06.12.2009 | воскресенье ответить

    Хорошая статья. А нападки надуманные.

    Сергеич 06.12.2009 | воскресенье ответить

    Статья вышла незаконченной. Неплохо было бы сделать в конце выводы. Например:

    Проблемы, описанные в статье являются следствием буржуазного мировосприятия. Развитие знания в буржуазном обществе постепенно (где-то в 19 в.) разделилось на естественнонаучное и общесвоведческое. При этом прогресс естественнонаучного был несомненно выще,т.к. во-первых, это способствовало бесконечному накоплению капитала, во-вторых, естетсвеннонаучные проблемы проще, т.к. в общественных науках из-за огромного количества факторов, влияющих на оценку и собственного мировоззрения ученого возникает неопределенность в оценке. Поэтому, в школе преподают естественнонаучные знания - а общественные попадают в разряд "ненужной фигни". В целом это соответствует мироустановке людей капитал. общества. В результате мы имеем масштабное незнание социологии, психологии в головах людей - которое и передается от родителей к детям.

    Ромаюн 07.12.2009 | понедельник ответить

    //В результате мы имеем масштабное незнание социологии, психологии в головах людей - которое и передается от родителей к детям.//

    А есть ли что знать, Сергеич? Ведь это набор мало проверяемых сомнительных "истин" - в этой каше и специалисты плавают - обрушение такого рода "знаний" на неокрепшие умы вызовет полный сумбур. Да и знания хороши тогда, когда практически применимы - для многих рекомендации социологов и психологов нереалистичны.

    Ромаюн 07.12.2009 | понедельник ответить

    Хорошая статья. А нападки надуманные.

    А краткость - сестра таланта)).

    Сергеич 07.12.2009 | понедельник ответить

    А есть ли что знать, Сергеич? Ведь это набор мало проверяемых сомнительных "истин" - в этой каше и специалисты плавают - обрушение такого рода "знаний" на неокрепшие умы вызовет полный сумбур. Да и знания хороши тогда, когда практически применимы - для многих рекомендации социологов и психологов нереалистичны.

    -------------------------------------------------------------

    По психологии можно почитать Выготского, Рубинштейна. ДЛя школы вполне хватит. По социологии - Валлерстайна, например.

    Вообще вобщественных науках советую привыкнуть к неопределенности, которая не является признаком незнания. Вообще определенность ответа свойственна только простым равновесным системам.

    Jose 07.12.2009 | понедельник ответить

    Не, сама идея о том, что гендерный вопрос важен и обсуждать его, в том числе и в школе нужно - с этим я согласен. И не надо бояться того, что кто-то сам чего-то еще недопонял. Истина, как известно, рождается в споре, дорогу осилит идущий и т.д. Само обращение к вопросу о генедрных ролях и стереотипах может поднять интерес и спровоцирует обсуждение этих проблем. Другое дело, что автор, пытаясь развенчать одни мифы тиражирует другие. Например, о проблеме выбора между самореализацией и соответствием гендерным установкам. Можно подумать, что последние - есть самое главное препятствие на пути реализации как человека. Всякий раз, когда я слышу подобное нытье со стороны таких вот борцов и борчих с гендерным неравноправием женщин (а слышать мне это, к сожалению, приходится довольно часто), мне всякий раз хочется возопить: господи, я согласен всю жизнь сидеть с детьми и готовить обеды и ужины, лишь бы ты избавил меня от необходимости "делать карьеру". Ибо в современном обществе "делать карьеру" - это приблизительно в 95% процентах случаев, как мне представляется, значит либо, в худшем случае, продавать хот-доги или стоять у конвейера, либо, в лучшем, - повышать продажи или дрючить персонал. Или Александра думает, что все современное общество состоит из "фаланстеров", гуманитарных кафедр вузов, дизайнерских студий и редакций левацких интернет-журналов? Или вот с вопросом о насилии в семье. Почему не приведены данные о том, сколько женщин считает нормально применять силу по отношению к мужьям (не своим конкретным, а вообще)? Я вот лично считаю, что действительно есть особи (обоих полов), которые другого языка порой просто не понимают. Интерпретации рекламы о презервативах тоже высосаны из пальца, совершенно согласен с Ромаюном. А вот что касается такого понятия, как "настоящий пацан", тут напротив возражу - причем тут криминал, если такой феномен есть практически во всех культурах и субкультурах. На эту тему есть интересная книжица американского антрополога Дэвида Гилмора "Становление мужественности: кросс-культурные концепты маскулинности", порекомендовал бы я ее ему, да не буду, ибо автор книги - неофрейдист, а Ромаюн все это отчаянно не любит, называя наравне со всем прочим, что не любит, словами "гуманизм" и "лженаука".

    Ромаюн 07.12.2009 | понедельник ответить

    // Другое дело, что автор, пытаясь развенчать одни мифы тиражирует другие. //

    Вот люблю я Вас, Жозе, за ясность изложения!))

    // я согласен всю жизнь сидеть с детьми и готовить обеды и ужины, лишь бы ты избавил меня от необходимости "делать карьеру". Ибо в современном обществе "делать карьеру" - это приблизительно в 95% процентах случаев, как мне представляется, значит либо, в худшем случае, продавать хот-доги или стоять у конвейера, либо, в лучшем, - повышать продажи или дрючить персонал.//

    Вот-вот: речб надо вести об изменении самой деятельности людей - возможности и необходимости этого изменения, а вместо этого только и слышим про "мужскую цивилизацию".

    // Или Александра думает, что все современное общество состоит из "фаланстеров", гуманитарных кафедр вузов, дизайнерских студий и редакций левацких интернет-журналов? //

    Да на этих кафедрах и журналах и так все в порядке)).

    // Интерпретации рекламы о презервативах тоже высосаны из пальца, совершенно согласен с Ромаюном.//

    Ну наконец-то кто-то хоть в чем-то со мной согласился. Иду ставить свечку!))

    //А вот что касается такого понятия, как "настоящий пацан", тут напротив возражу - причем тут криминал, если такой феномен есть практически во всех культурах и субкультурах.//

    "Настоящий мужчина" и "настоящий пацан" - есть некоторая разница - на нее я и обратил внимание. А культ маскулинности - да, есть во всех культурах, как и культ женственности - это естественно.

    //Ромаюн все это отчаянно не любит, называя наравне со всем прочим, что не любит, словами "гуманизм" и "лженаука".//

    ))) - для души почитать можно, но наукой и правда не представляется.

    Сергеич 07.12.2009 | понедельник ответить

    Вот-вот: речб надо вести об изменении самой деятельности людей - возможности и необходимости этого изменения, а вместо этого только и слышим про "мужскую цивилизацию".

    ------------------------------------------------------------

    В целом - женщины в дискриминации тоже виноваты. Многим из них удобная позиция "слабой и беззащитной" нравится. А перестройку бытия предлагаю начать с реформы образования.

    Utilizator 20.12.2009 | воскресенье ответить

    "речь надо вести об изменении самой деятельности людей - возможности и необходимости этого изменения, а вместо этого только и слышим про "мужскую цивилизацию"

    абсолютно верно

    вообще феминистские рассказы про "мужскую цивилизацию" вызывают мягко говоря улыбку.

    кроме того, пускай "борчихи за женское равноправи" проводят разъяснительную работу среди рядовых женсчин, большинству из которых очень нравиццо "сидеть на двух стульях", прекрасно совмещая женские льготы и требования "равноправия".

    "Или вот с вопросом о насилии в семье. Почему не приведены данные о том, сколько женщин считает нормально применять силу по отношению к мужьям"

    и здесь фточку.

    кстати, огромная часть цифр о "семейном насилии" банальная подтасовка данных. подтверждаю лично.

    кроме того, процент женского ничуть не ниже чем мужского.

    и вообще. мне малопонятно, что делают на данном сайте статьи программы "гендерной демократии". в которых левым дискурсом и не пахнет

    NB 28.02.2010 | воскресенье ответить

    Комментаторы мужеского полу нашлепали здесь типично шовинистских комментариев. Для шовинистов (по

    определению) текст, созданный женщиной,не может быть умным, женское мнение не может быть компетентным. И - как водится в таких псевдодискуссиях - авторы комментариев не забывают указать, что у автора текста "не сложилась личная жизнь". Еще один шовинистский миф о том, что недовольными теорией и практикой мужского превосходства может быть

    только женщина с проблемами в личной жизни. Ведь большинство мужчин самонадеяно считают, что лучше женщин знают, что нужно

    женщине, как должна складываться женская личная жизнь, и в чем ее женское счастье.

    Шовиниста и женоненавистника легко узнать по этим приметам: попытки обвинить женщин в нелогичности и некомпетентности, перейти на личности, расказать о "природном предназначении" женщины, ссылаться на бога и религию и прочее, и прочее. Все эти шовинистские якобы аргументы можно смело выкидывать на помойку.

    Ромаюн 05.04.2010 | понедельник ответить

    // авторы комментариев не забывают указать, что у автора текста "не сложилась личная жизнь".//

    Не могли бы Вы подтвердить это утверждение цитатой?

    //Шовиниста и женоненавистника легко узнать по этим приметам: попытки обвинить женщин в нелогичности и некомпетентности//

    А если в этом обвинен мужчина - значит, перед нами мужененавистник?

    //перейти на личности, расказать о "природном предназначении" женщины, ссылаться на бога и религию и прочее, и прочее. Все эти шовинистские якобы аргументы можно смело выкидывать на помойку. //

    Это было рассуждение вообще или данные комментаторы упоминали Бога и религию и тому подобное?

    Написать комментарий

    Добавить в:

    Добавить в memori.ru Добавить в vaau.ru Добавить в news2.ru Добавить в slashdot.org Добавить в technorati.com Добавить в Magnolia Добавить в Livejournal Добавить в Reddit Добавить в Digg Добавить в Google

    Постоянная ссылка :

  • eng
    новостные ленты

    Левые интеллектуалы Украины Интервью: Владимир Ищенко

    Налог Робин Гуда: время пришло! Реформы современной международной финансовой системы

    «Грядет новая сила» Интервью: Евгения Чирикова

    Власть и социальная политика Интервью: Павел Кудюкин

    Фэнтези, фантастика и политика Интервью: Чайна Мьевиль

    2288738
    Иван Овсянников Увольнение ДПНИ. Что дальше? Решение властей приостановить деятельность Движения против н...
    Василий Колташов Когда история не шутит Ни правящий класс, ни вожди либеральной оппозиции не предста...
    Виктор Шапинов Деградация Компартии Украины Постоянное снижение числа голосов, которые на разного уровня...
    Кирилл Мартынов Гедонистическая Россия По Садовому кольцу сегодня ездили машины с белыми шариками и...
    Андрей Манчук «Доктор "Пи"», как диагноз для Украины Всякая бедная страна, зависимая от диктата имперских центров...
    Борис Кагарлицкий на митинге 4 февраля
    Левые на митинге 4 февраля
Rambler's Top100
Система Orphus