-
Междисциплинарный семинар РАНХиГС и РГГУ «За забором Академии»10 февраля, МоскваLoading ...
-
четверг, 9 февраля 2012последнее обновление:О конце света с любовьюБаллаБудрайтскисВеретенниковГалкинаГлущенкоГрукЖванияИгруновКагарлицкийКарелинКлимовскийКолозаридиКолташовКувалдинЛяпинМанчукМартыновМуртазаевНейжмаковОвсянниковОчкинаПаульманТарасовЦветковШапиновШварцШубин
14.07.2010 | 18:11День взятия Бастилии (прошел впустую?)
Написать комментарий Разместить в своем блоге копировать в буферВ начале этого года РПЦ решила возродить традицию празднования годовщины победы над Наполеоном. Как сказал в интервью «Эху Москвы» замглавы отдела внешних связей РПЦ МП иеромонах Филипп: «Главным мотивом молебна является благодарность богу за спасение Отечества, за то, что бог помог русскому народу отстоять независимость и помог Европе освободиться от последствий Французской революции».
Итак, «освободиться от последствий Французской революции» - где-то в черносотенных агитках столетней давности что-то подобное уже мелькало. Мне же эта фраза вспомнилась как раз во время прогулки по парку декабристов Южного Общества в Каменке, где, как водится в маленьких городках, «освобождение от последствий Французской революции» ощущается особо ярко. Некий неофеодальный тренд местных «сеньоров» проявляется как в осознании ими практически полного господства над «душами» местных жителей, так и в китчевых «замках-особняках» с невесть откуда взявшимися гербами. Из всех предприятий здесь на полную мощность (постоянно расширяясь) работает лишь ликеро-водочный завод.
За ликвидацией последствий Октябрьской революции как-то незаметно настала очередь Французской с ее Liberte, Egalite, Fraternite, правами человека, презумпцией невиновности и прочим наследием.
«Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», - твердила мне с детства со стены «Декларация прав человека и гражданина», но чем именно наполнен термин «право» было непонятно.
Как-то, когда я прогуливал школьный урок литературы, мне захотелось почитать «Великую Французскую революцию» Кропоткина, которую уже неделю до того таскал в рюкзаке.Безмятежно присев на газоне перед областной администрацией, я листал казавшуюся нудной книгу пока сверху не выросли два патрульных. До этого случая мне сталкиваться с ними просто не приходилось. Поэтому, когда один из них, наступив на раскрытую на предисловии книгу, спросил: «Ты что охренел?» - я испытал искреннее удивление. До 16 лет мне практически не приходилось сталкиваться с проявлениями грубости, насилия и произвола, сознание относило их скорее к миру беллетристики. Да и вообще «несовершенство окружающего мира», существование в нем болезней, насилия и смерти стало проявляться, как на фотобумаге, уже позже. «А что, я не имею права?» - только и удалось мне тогда выговорить от удивления. Осмотрев себя с головы до ног я действительно не нашел в себе ничего, конфликтующего с законом.
В чем заключаются мои права - популярно «объяснили» в участке, и окружающий мир потерял часть своей привлекательности.
Федор Михайлович довершил «правовое грехопадение». Одновременное чтение школьно-программного «Преступления и наказания» и кропоткинской «Великой Французской революции» вызвало, помнится, ощущение крайней реакционности Федора Михайловича, завуалированной попытки «освободиться от последствий Французской революции», ассоциируемой в XIX веке с якобинским террором и Бонапартом как следствиями «прав человека» и борьбы радикальных групп с ростовщичеством.
Вплоть до Октябрьской революции на жестокости и репрессиях Французской революции концентрировалась критика «Liberte, Egalite, Fraternite». Ведь XIX век, простите за банальность, это когда не было ХХ. Ужасы Французской революции муссировались не одно поколение, дискредитируя всяческие протестные настроения. В ХХ же веке удар критики пришелся преимущественно на последствия Октябрьской революции.
Современные официальные военные парады 14 июля с барражирующими истребителями французских ВВС лишь календарно связаны с событиями 1789 года, когда третье сословие осознало: «а ведь мы можем». Случилось то, что казалось немыслимым - пала Бастилия.
Дело-то не в тюрьме-крепости. Ее и так собирались сносить. Еще в 1784 парижский архитектор предложил план сноса Бастилии, ставшей для казны обузой. На ее месте планировалось разбить площадь Людовика XVI, эскиз которой и был представлен Королевской Академии незадолго до штурма. Но целью была не сама тюрьма, где томились 7 узников, преимущественно аристократов, замешанных в финансовых махинациях (де Сада перевели в другую тюрьму за несколько дней до этого).
Порох, хранившийся в подвалах Бастилии - то, без чего невозможен был, говоря словами Жижека, этот «знак, указывающий на возможность свободы» ("Use your illussions"). Национальная гвардия маркиза Лафайета, созданная из рабочих парижских предместий параллельно королевской армии, захватив накануне оружие, не имела пороха. А слухи о планирующейся отставке реформатора Неккера (министра финансов) и приближении королевских войск вынудили Камиля Демулена призвать граждан к оружию («К оружию, граждане!»). Огнестрельное оружие, как известно, без пороха бесполезно, а порох - в Бастилии. И по призыву Демулена 800 национальных гвардейцев повел к Бастилии армейский стирщик белья Пьер Юлен. Гарнизон из 32 швейцарцев и 82 ветеранов-инвалидов несколько часов отбивал штурм гвардейцев, которые потеряли 100 человек убитыми и 115 ранеными. Но, по свидетельству Ипполита Тэна, гарнизон затем был напуган собравшейся многотысячной толпой зевак («здесь весь Париж»), запрудившей окрестные улицы, дабы поглазеть на представление. Зрителей спутали с участниками. При попытке подорвать пороховой склад подчиненные выбили факел из рук коменданта и сдали Бастилию. Коменданта Лонэ обезглавили и его голову на пике пронесли по улицам города.
«Это бунт?» - «Нет, это революция», - сообщили на утро проснувшемуся Людовику, который год спустя и сам принял участие в празднованиях годовщины падения Бастилии, надев триколор.
Из разобранной на камни Бастилии предприниматель Пьер-Франсуа Палуа построил мост «Конкорд» и ряд особняков (в том числе и для себя). А на месте Бастилии, по легенде, появилась табличка «Здесь танцуют».
Но третье сословие получило порох и возможность требовать права. В популярной тогда брошюре аббата Сийеса говорилось: «Что такое третье сословие - все. Чем оно было до сих пор - ничем. Чем оно желает быть - чем-нибудь». Все только начиналось. По словам того же Демулена незадолго до казни: «12 июля (за два дня до штурма Бастилии) нас было может всего 10 республиканцев в Париже».
Всю сложность последовавших попыток переустройства мира по новым принципам - не имея перед глазами схем и примеров (за исключением устаревших античных), методом проб и ошибок - сложно себе представить.
Уже позже, в 1813 году, парижане шутили «Liberte, Egalite, Fraternite замерзли в России». Но всего через 12 лет они проросли в Петербурге и Каменке. Так как, по словам Пестеля: «...все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить».
И даже 100 лет спустя (во время 1-й мировой) лозунги о спасении «Франции - колыбели революции» повлияли на многих левых, в том числе и на Кропоткина, вставших на позиции социал-патриотизма.
Так и на современную Российскую Федерацию привычно ориентируются многочисленные повстанцы стран третьего мира (хотя здесь все сложнее).
Избавившись от последствий Октябрьской революции, возникла необходимость избавляться и от последствий Французской. Сказав «А»...
Запущенный парк в Каменке, грот декабристов Южного Общества («которые страшно далеки были от народа»), покорителей Франции, впитавших от побежденных «Liberte, Egalite, Fraternite».
Выходящая из музея делегация местных полуфеодалов-получиновников обсуждает экспозицию: «Да, мебель классная, но старая. Такую разве что на дачу...».
По словам бабушек-смотрительниц, (ныне бывший) губернатор области, посетив как-то музей и выслушав жалобы на отсутствие отопления, произнес фразу вполне в духе «освобождения от последствий Французской революции»:
«Продать бы вас всех, да кто ж вас купит».
Код для вставки в блогДругие колонки автора
21.11.2011 | 17:16 Желтизна для белой королевы
01.06.2011 | 04:34 Лето, горячее не по-детски?
11.04.2011 | 22:28 Гагарин в Шервудском лесу
01.03.2011 | 17:57 Старые львы
16.02.2011 | 12:56 Во имя «стабилизации»
Все колонки автора
-
2296732


























//Всю сложность последовавших попыток переустройства мира по новым принципам - не имея перед глазами схем и примеров (за исключением устаревших античных), методом проб и ошибок - сложно себе представить//
- я бы как раз эту фразу хотел подчеркнуть, соглашаясь с ней на все 100%. А то часто доводится сталкиваться с сетованиями, что организаторы той или иной революции того-сего-пятого-десятого не предугадали, не учли и т.п. Увы, общество - слишком сложная система, чтобы можно было путем математического моделирования просчитать последствия того или иного шага, столь многофакторный анализ на настоящее время абсолютно нереален. С другой стороны, и дожидаться, пока будет создана корректная математическая модель человеческой цивилизации, занятие непродуктивное. Кроме того, можно быть уверенным, что нынешний правящий класс разработки таковой модели просто не допустит в целях сохранения своего господства. Итак, остается, по сути дела, два пути. Вариант номер раз - сидеть и ничего не делать. Вариант номер два - путь социальных экспериментов, на котором неизбежны ошибки, но... кто не рискует, тот, как говорится, и шампанского не пьет:)
Возражения здесь следующие: уже были попытки различных социальных переустройств, о чем люди образованные не могли не знать - Крестьянская война в Германии, хотя бы -возглавлял повстанцев образованный монах Мюнцер. А потом еще английской революции 17 века. И опыт американской войны за независимость. И опыт нидерландской революции 16 века.
Уж тем более странно представить, что большевики "не знали", чем что кончится. У них был опыт 4-х французских революций, прочих, названных выше, а также опыт поганой смуты 1905 года, которую они изо всех сил разжигали, вовсе не от незнания, что это кончится массовыми жертвами. Не так давно я читал книгу некоего Головкова "Бунт по-русски" - мне было просто тошно читать про дурацкие выходки всяких сопляков из гимназий, которые нападали на полицейских и т.п. Уж точно эта плесень была угнетена максимум своими родителями.
Странно, что если охранник тебя выкинет из парка, это хуже, чем если ты этого охранника повесишь между ветками деревьев, дабы разорвало на части.
То есть тут вовсе не попытка прекратить мир насилия, а попытка "уравнять шансы", "почувствовать свое достоинство" - и прочая галиматья.
В сухом остатке - страдания масс и сомнительный прогресс с соевым белком, парламентскими драками в Южной Корее, подкупами избирателей и т.п. А так как массы в мировом масштабе растут, то просто 10 млн богачей превращаются в 100, а полмиллиарда нищих превращается в 4 миллиарда - вот и весь пресловутый прогресс. В промежутке еще море крови и т.п.
Это первое возражение.
Второе сводится к тому, что вожди революций редко встают на позиции простых людей и терпят их страдания. И тут возникает морально-нравственный мотив: люди, провозглашающие идеалом "свободу, раевнство и братство", ведут себя как типовые шкурники, дорвавшиеся до того, что им, видимо, было нужно на самом деле. Они, конечно, все рационализируют - чем вдвойне отвратительны.
Несомненно, исключения бывали: Че Гевара, Томас Санкара. Но это было не во Франции, где разные малолетние Сен-Жюсты чудили по полной программе.
Тамошний Гракх Бабеф до власти не дорвался, и мы не можем определенно сказать: "переродился" бы он или был бы в натуре "равным")).
Что касается собственно статьи, беда в том, что перед нами некое эссе. Есть монтаж личных впечатлений, восприятий и мнений, но нет четкой мысли в статье. Впрочем, с авторскими колонками всегда так.
И, к слову, сочувственные суждения автора о декабристах - вот как бы он оценил описания их Покровским, считавшим их обыкновенными буржуа.
Да, буржуазия все по-страшному оживила ("революционизировала", как писали в Манифесте). И вот мы видим последствия этого оживления: полумертвая природа, загрязнение, загазованность, да вот и Чернобыль на Украине, кстати. Вечная гонка за ростом ВВП, с молчанием о довольстве результатами оного.
В последнем номере "Однако" как раз была статья КОбякова и какого-то армянина про ВВП и индекс счастья. Рассуждения, весьма созвучные и моему впечатлению от бытия.
Автор же, выражая все довольно мило, но сугубо эмоционально - путем монтажа разных эпизодов из личной жизни, исподволь подводит нас к мысли о "Правде" всяких смутьянов от французской буржуазии, гнавшейся за куском, до русских бар, прослышавших, что если пустить крестьян в мануфактуры, жить можно еще побогаче.
Временами автор нам нечто показывает (про дом французского богача), но очень уж вскользь.
Для него "прогресс" - понятие несомненное. А по мне - довольно смутное.
Чувствую, опять все комментарии сведутся к нашему диалогу:)
//уже были попытки различных социальных переустройств, о чем люди образованные не могли не знать//
- и что? Неужто все эти попытки прямо-таки однозначно свидетельствовали, что все суета сует и всяческая суета? Общество-то все равно переустраивалось. Ну да, не в той мере и не совсем так (а то и совсем не так), как надеялись участники переустройств. Так ведь и тот же ИВС не с бодуна (как, вероятно, сказал бы А.Игнатьев) говорил о шаткости и некорректности исторических параллелей. В общем, извечная проблема лежачего камня.
//То есть тут вовсе не попытка прекратить мир насилия, а попытка "уравнять шансы", "почувствовать свое достоинство" - и прочая галиматья//
- положим, достоинство - не всегда такая уж галиматья, тут вопрос в подходе и в том самом личном отношении. Кто-то согласен гопу отдать всю зарплату, лишь бы не били - а я вот, такой вредный, этого гопа размажу об асфальт за свой кошелек, даже если там будет чуть менее, чем 1 копейка. Просто, из принципа. Потому, как уже отмечал, не понимаю тех, кто добровольно сдался, имея возможность погибнуть в бою, но сохранить при этом душевный комфорт. В общем, "Ни к кому претензий не имею: каждый выбирает для себя"(с):)
//вожди революций редко встают на позиции простых людей и терпят их страдания. И тут возникает морально-нравственный мотив: люди, провозглашающие идеалом "свободу, раевнство и братство", ведут себя как типовые шкурники, дорвавшиеся до того, что им, видимо, было нужно на самом деле//
- история знает всякие примеры. Раз уж затронута тема французской революции, то наряду, например, с Дантоном, который в эту схему почти (ага...) укладывается, можно вспомнить хоть того же Робеспьера, который, при всех косяках, ей никак не соответствует. Так что, не все столь однозначно. А кому-то, как тому же ЛДТ, и вовсе были "понты дороже золота" - Цветков, наверное, сказал бы, что это у него был такой способ самореализации...
В общем, если стремиться избежать всяких траблов путем недеяния, то не стоило и из пещер вылезать.
//Есть монтаж личных впечатлений, восприятий и мнений, но нет четкой мысли в статье//
- увы, что есть, то есть.
//Чувствую, опять все комментарии сведутся к нашему диалогу:)//
Вообще, я посмотрел профили недовольных нами и ужаснулся - за год выдавать 20-40 комментов в 3-5 строк - на кого пенять-то?!
//уже были попытки различных социальных переустройств, о чем люди образованные не могли не знать//
- и что? Неужто все эти попытки прямо-таки однозначно свидетельствовали, что все суета сует и всяческая суета? Общество-то все равно переустраивалось. Ну да, не в той мере и не совсем так (а то и совсем не так), как надеялись участники переустройств. Так ведь и тот же ИВС не с бодуна (как, вероятно, сказал бы А.Игнатьев) говорил о шаткости и некорректности исторических параллелей. В общем, извечная проблема лежачего камня.//
Я предлагаю четко оценить: так ли много выигрывало каждый раз общество. Вот спросил я Колташова: на сколько выросло потребление мяса, хлеба, молока в период 1788-1815 или 1830 - можно взять период и после Наполеона. И если количество пищи не увеличилось - о чем тогда говорить?
С дегуманизированной точки зрения особи должны быть накормлены и давтаь привес - ну пусть продолжительность жизни, как предлагает Олег Арин.
И что - есть у Вас данные по улучшению данных параметров в период наполеоновских войн?))
//То есть тут вовсе не попытка прекратить мир насилия, а попытка "уравнять шансы", "почувствовать свое достоинство" - и прочая галиматья//
- положим, достоинство - не всегда такая уж галиматья, тут вопрос в подходе и в том самом личном отношении. Кто-то согласен гопу отдать всю зарплату, лишь бы не били - а я вот, такой вредный, этого гопа размажу об асфальт за свой кошелек, даже если там будет чуть менее, чем 1 копейка. Просто, из принципа.//
Кто же против - личный выбор он и есть личный выбор. А вот растрел дезертиров трибуналом уже личного выбора не предполагает - а НАВЯЗЫВАЕТ определенный подход.
//вожди революций редко встают на позиции простых людей и терпят их страдания. И тут возникает морально-нравственный мотив: люди, провозглашающие идеалом "свободу, раевнство и братство", ведут себя как типовые шкурники, дорвавшиеся до того, что им, видимо, было нужно на самом деле//
- история знает всякие примеры. Раз уж затронута тема французской революции, то наряду, например, с Дантоном, который в эту схему почти (ага...) укладывается, можно вспомнить хоть того же Робеспьера, который, при всех косяках, ей никак не соответствует.//
Ну, допустим, Робеспьер жил сравнительно скромно. Но его противники полагали, что он увлекся изобилием власти и стал черпать радость от нее. Что скажете?
//В общем, если стремиться избежать всяких траблов путем недеяния, то не стоило и из пещер вылезать.//
Так как мой взгляд на человека есть совершенно пессимистичный взгляд - что толку не будет ни при каких условиях - я бы сказал, что и нечего)) - но раз уж вылезли, пусть суетятся - мне только странно, когда "величие" в своих похождениях видят.
Я уже упоминал, что один мой недруг прокремлевской ориентации отметил, что я не коммунист, и не фашист, а мизантроп.
Ну вот такой я((.
//есть у Вас данные по улучшению данных параметров в период наполеоновских войн?))//
- нет. Впрочем, на любимом guns.ru доводилось пересекаться с одним из крупнейших спецов по отечественной бонапартистике, обретающимся под ником brigant, можно у него поинтересоваться.
//увлекся изобилием власти и стал черпать радость от нее. Что скажете?//
- даже не знаю, что и сказать. Затрудняюсь представить, какое удовольствие может быть от власти самой по себе - вероятно, ввиду ограниченности воображения...
//
//увлекся изобилием власти и стал черпать радость от нее. Что скажете?//
- даже не знаю, что и сказать. Затрудняюсь представить, какое удовольствие может быть от власти самой по себе - вероятно, ввиду ограниченности воображения...//
Мне тоже этого не понять. Потому и далек от власти, хоть и работаю в органе власти.))