• Рабкор.ру - рабочий корреспондент
    главная
    передовица
    анализ
    дебаты
    интервью
    обзоры/рецензии
    ликбез
    аудио/видео
    ссылки
    архив новостей
    Колонна левых сил на шествии за честные выборы4 февраля, Москва
    Loading ...

    Иран, тандем, джинны и арабские восстания Выиграл ли Иран от восстаний в арабских странах?

    Войны и революции на Южном Кавказе По следам арабских восстаний

    Власть и социальная политика Интервью: Павел Кудюкин

    Пора ли тачкам на прокачку или на свалку истории? Ответ на статью Дмитрия Жвании «Пора уничтожать автомобили»

    «Грядет новая сила» Интервью: Евгения Чирикова

    Россия забастовка протест кризис США политика экономика общество Москва Украина профсоюз власть левые история выборы митинг Европа милиция капитализм Франция экология национализм Медведев образование МВД Киргизия Греция оппозиция СССР коррупция революция Путин искусство Великобритания шахтеры Латвия безработица увольнения ЕС книги
  • суббота, 4 февраля 2012
    последнее обновление:
    С. Кривенко: «Рабам не нужны высокие технологии»
    о проекте редакция контакты блог
    Авторские колонки: Василий Колташов
    БаллаБудрайтскисВеретенниковГалкинаГлущенкоГрукЖванияИгруновКагарлицкийКарелинКлимовскийКолесникКолозаридиКувалдинЛяпинМанчукМартыновМуртазаевНейжмаковОвсянниковОчкинаПаульманТарасовЦветковШапиновШварцШубин

    25.01.2010  |  11:10

    Поиски объяснения больших циклов

    Автор: Колташов Василий

    Кондратьев не ограничился описанием повышательных и понижательных периодов. Помимо изучения характерных для них черт, он поставил вопрос о причинах больших циклов. К сожалению, последние размышления великого ученого были смяты «ежовыми рукавицами» НКВД. Кондратьев был арестован и казнен, а тексты, написанные им в тюрьме, не сохранились.

    До своего последнего заключения Кондратьев успел обратить внимание на крупные экономические кризисы, сотрясающие мировое хозяйство. Дальнейшие события подтвердили его вывод: что смена циклов связана с серьезными хозяйственными потрясениями. Более того, оказалось возможным определить, что всякая смена волн, как повышательных, так и понижательных, происходит в единстве с большими экономическими кризисами.

    В 1920-е годы Кондратьев выдвинул несколько гипотез относительно факторов, порождающих длинные циклы. Разбирая этот вопрос, ученый продвинулся далеко за пределы конъюнктурного понимания больших циклов. В работе «Большие циклы экономической конъюнктуры» он писал: «Перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом начале ее наблюдаются значительные изменения в основных условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения обычно выражаются (в той или иной комбинации) в глубоких изменениях техники производства и обмена (которым в свою очередь предшествуют значительные технические изобретения и открытия), в изменении условий денежного обращения, в усилении роли новых стран в мировой хозяйственной жизни и т.д.»1

    Изучая неравномерность появления изобретений в мировой истории, Кондратьев полагал: их обилие на стыке больших циклов должна была порождать объективная необходимость. Научные открытия и технические новшества оказывались востребованными. Они находили применение, а не пропадали в безвестности. Расширение мирового рынка, происходящее накануне начала нового цикла, также оценивалось Кондратьевым как значимый фактор. Он предполагал, что появление новых рынков должно было оказывать влияние на зарождение повышательной волны. Немаловажно было и другое: наиболее активное расширение мирового рынка происходило в годы волн понижательных. Так экономическому буму первых десятилетий XX века предшествовала гонка колониальных захватов, вышедшая из глубокого экономического кризиса 1873–1879 годов.

    Положение Кондратьева о расширении мирового рынка в периоды, предшествующие повышательным волнам XVIII–XIX веков, позволяет сделать один немаловажный вывод. Этот вывод окажется особенно ценным, когда мы перейдем к разбору всех волн последовавших за мировым кризисом 1780-х – начала 1790-х годов. Каков он? Всякая повышательная волна как интенсивная фаза глобального хозяйственного развития подготовляется фазой экстенсивной – понижательной. Она, в свою очередь, оказывается возможной благодаря переменам, произошедшим в годы повышательного периода.

    Кондратьев внимательно изучил изобретения, связанные со сменами больших циклов, и прекрасно показал их роль в хозяйственных переменах. Это сыграло со многими последователями экономиста злую шутку: они сосредоточились на таких изобретениях, подчас абсолютизируя их роль в общественном прогрессе. Обилие технических новшеств в области производства и транспорта на стыке длинных циклов являюсь больше следствием, чем причиной изменений в мире.

    Кондратьев писал: «…с научной точки зрения было бы … ошибкой думать, что направление и интенсивность этих открытий и изобретений совершенно случайны. Неизмеримо вероятнее предположить, что направление и интенсивность научно-технических открытий и изобретений являются функцией запросов практической действительности и предшествующего развития науки и техники». Анализируя проблему, экономист высказывал мысль, что научно-технические изобретения нуждаются в экономических условиях для применения.

    Анализ периодизации войн и революций привел Кондратьева к предположению, что наиболее жестокие войны «возникают на почве повышения темпа и напряжения хозяйственной жизни, обострения экономической борьбы за рынки и сырье». Он подчеркивал: «Но такое напряжение хозяйственной жизни свойственно в особенности периодам повышающейся конъюнктуры». Советский исследователь логично предполагал, что социальные потрясения легче всего возникают «в период бурного натиска новых хозяйственных сил».

    Кондратьев не считал научно-технические перемены и социальные потрясения исходными силами циклического развития капитализма. Он полагал, что они являются только формой его проявления. Но форма эта имела огромное влияние на «темп и направление экономической динамики». Вовлечение в мировое хозяйство новых территорий не рассматривалось Кондратьевым как объясняющее существование больших волн. Он подчеркивал, что существует различие между открытием каких-либо территорий и началом их активного включения в мировую торговлю.

    Экономист не исследовал в деталях (подобно Розе Люксембург) механизмы освоения капиталом новых областей на планете, но он справедливо заключал: вовлечение в оборот новых территорий при капитализме осуществляется «именно в периоды обострения нужды стран старой культуры в новых рынках сбыта и сырья». «Пределы этого вовлечения определяются в меру указанной нужды», – писал Кондратьев. Он полагал, что не вхождение новых стран в мировую экономическую систему является толчком для повышения конъюнктуры и начала большой волны. Напротив, «повышение конъюнктуры, усиливая темп хозяйственной динамики капиталистических стран, приводит к необходимости и возможности использования новых стран, новых рынков сбыта и сырья».

    Открытие новых россыпей золота, рост его добычи и вытекающее отсюда увеличение количества денег Кондратьев не оценивал как случайные явления. Вывод его был таков: добыча золота может возрастать лишь при условии ее доходности. Соотношение цены золота и цен других товаров должно быть благоприятно ценному металлу. Кондратьев заключал, что именно снижение товарных цен в завершающей фазе понижательных волн поднимает покупательный вес золота. Добыча драгоценного металла получает тем самым толчок. Но каким образом описанный процесс способствует началу повышательного периода? Кондратьев предполагал, что рост добычи золота при повышении цен на него может являться предпосылкой смены рыночной конъюнктуры с понижательной на повышательную. Он также отмечал, что добыча золота сама подчинена ритму больших циклов.

    Кондратьев не претендовал на то, чтобы дать полную теорию больших циклов. Впервые в истории он смог отследить их, указав на характерные особенности повышательных и понижательных периодов. Однако в дошедших до нас текстах ученый не утверждал, что смог найти удовлетворительное объяснение большой цикличности. Проблема эта представлялась ему необычайно трудной. Но он все же сделал попытку...



    1 Далее по тексту цитируется эта работа Н. Кондратьева.

    Версия для печатиВерсия для печати

    Написать комментарий
    Читать комментарии (9) Скрыть комментарии
     Разместить в своем блоге копировать в буфер
    Код для вставки в блог

    Другие колонки автора

    18.12.2011  | 20:08 Когда история не шутит

    17.10.2011  | 06:06 Выборы, которых нет

    20.04.2011  | 13:08 Немного о греческих школьниках

    01.04.2011  | 14:28 Миллиарды ценой качества жизни

    21.02.2011  | 06:00 Социализм, непойманный призрак

    Все колонки автора
    Узнай, что сегодня на главной странице Rabkor.ru
    Ромаюн 26.01.2010 | вторник ответить

    Василий - а Вы обещали, что у него будет написано, что возможно "отставание от объективных условий". А у него совершенно все наоборот: спады и подъемы обуславливают появление в большом количестве изобретений и открытий.

    Вот если бы сейчас было море открытий, а их никак не использовали по каким-то таинственным причинам, Ваша фраза была бы обоснована. А так получается, что сейчас спад, никаких открытий тоже нет (в частности, никак не появятся косяком альтернативные виды топлива, лекарство от СПИД и т.п.) - сама объективная реальность буксует.

    И тогда Вы делаете вывод: если пойдет буза повсеместно, тут же пойдут и открытия, и лучшая жизнь. "Тому море примеров" - приблизительно пишете Вы. Но ссылаетесь лишь на то, что "они всем известны". А это не так.

    plebis 26.01.2010 | вторник ответить

    Сейчас готовится вторая статья с детальным критическим разбором как раз кондратьевского объяснения больших циклом. Надо же было и основоположника теории изложить. Далее последует (видимо в Анализе) серия статей Большие кризисы, где с 1770 по наши дни будут детально разобраны все крупнейшие кризисы в истории - как раз на стыке волн.

    Тема сложная и требует изложения подробного: и конечно я несогласен с теми, кто полагает будто научные открытия определяют волны...

    Ромаюн 26.01.2010 | вторник ответить

    //Тема сложная и требует изложения подробного: и конечно я несогласен с теми, кто полагает будто научные открытия определяют волны...//

    Думаю, тут имеет место взаимовлияние - научные открытия иногда меняют парадигму экономическую, а иногда политическая воля привлекает науку для развития имеющейся волны.

    Ваш же подход мне представляется догматическим, не признающим достижений философов науки вроде Куна и преувеличивающим роль политики в жизни человечества.

    plebis 27.01.2010 | среда ответить

    Политика порождение экономики, поэтому чем лучше мы разберемся в экономике тем больше поймем в политике - включая неизбежные перспективы. Нет в этом догматики - это диалектика.

    Ромаюн 27.01.2010 | среда ответить

    Политика порождение экономики, поэтому чем лучше мы разберемся в экономике тем больше поймем в политике - включая неизбежные перспективы. Нет в этом догматики - это диалектика.

    Да, политика порождается экономическими факторами в первую очередь, но сама экономическая жизнь шире политической деятельности - именно поэтому я думаю, что помимо политических факторов есть и иные - научные, общественные. А их Вы почему-то игнорируете.

    plebis 27.01.2010 | среда ответить

    Факторный подход предполагает что есть некие факторы с суммарно влияющие на процесс, в действительности есть материальная - экономическая деятельность людей и все научное и культурное продукт ее, поэтому так безрезультатна бывает в течении многих лет пропаганада даже самых разумных принципов.

    Ромаюн 04.02.2010 | четверг ответить

    Факторный подход предполагает что есть некие факторы с суммарно влияющие на процесс, в действительности есть материальная - экономическая деятельность людей и все научное и культурное продукт ее, поэтому так безрезультатна бывает в течении многих лет пропаганада даже самых разумных принципов.

    Ну, это вульгаризация, по-моему. Сами-то пропагандисты не всегда пропагандируют то, за что платят - а часто на энтузиазме. Иначе были бы правы апологеты либерализма - что единственный стимул - материальный.

    По мере увеличения числа образованных людей, мыслящих в левом (марксистском) духе, увеличивается и влияние марксоидных идей, потому что этим людям не столько важны материальные потребительские стимулы, сколько возможность свободного развития, творчества и т.п. Логика безудержного потребления шатается, а с ней шатается и здание современной экономики, совершенно алогичной, в общем-то.

    Так мне представляется.

    plebis 08.02.2010 | понедельник ответить

    Структура потребления изменится, оно не будет столь разрушительным. Но это не станет результатом "морального просветления", а явится продуктом радикальных перемен в экономике.

    Ромаюн 08.02.2010 | понедельник ответить

    Структура потребления изменится, оно не будет столь разрушительным. Но это не станет результатом "морального просветления", а явится продуктом радикальных перемен в экономике.

    К сожалению да. Но речь не о моральном просветлении, а о планировании.

    Написать комментарий

    Добавить в:

    Добавить в memori.ru Добавить в vaau.ru Добавить в news2.ru Добавить в slashdot.org Добавить в technorati.com Добавить в Magnolia Добавить в Livejournal Добавить в Reddit Добавить в Digg Добавить в Google

    Постоянная ссылка :

  • eng
    новостные ленты

    Интеллектуальное оружие Рецензия: Хаджун Чан «23 вещи, которые вам не говорят о капитализме»

    Фэнтези, фантастика и политика Интервью: Чайна Мьевиль

    Экономика дефицита Нужна реальная национализация нефтяной отрасли

    Левые интеллектуалы Украины Интервью: Владимир Ищенко

    Иран, тандем, джинны и арабские восстания Выиграл ли Иран от восстаний в арабских странах?

    2288626
    Иван Овсянников Увольнение ДПНИ. Что дальше? Решение властей приостановить деятельность Движения против н...
    Акрам Муртазаев Голосуй, не голосуй Согласитесь, грустно смотреть на пустеющую бутылку, когда ди...
    Валерий Паульман Как спасти евро и доллар? Кризис заставил ведущих политиков Евросоюза собираться на ко...
    Андрей Ляпин Работа по найму – не лучший выбор для свободного человека Сказать Вам откровенно, последнее время даже сама мысль о по...
    Илья Будрайтскис Пабло Эскобар российской политики Неожиданное вторжение на убогую российскую политическую сцен...
    Борис Кагарлицкий на митинге 4 февраля
    Левые на митинге 4 февраля
Rambler's Top100
Система Orphus