-
Междисциплинарный семинар РАНХиГС и РГГУ «За забором Академии»10 февраля, МоскваLoading ...
-
четверг, 9 февраля 2012последнее обновление:О конце света с любовьюБаллаБудрайтскисВеретенниковГалкинаГлущенкоГрукЖванияИгруновКагарлицкийКарелинКлимовскийКолесникКолозаридиКувалдинЛяпинМанчукМартыновМуртазаевНейжмаковОвсянниковОчкинаПаульманТарасовЦветковШапиновШварцШубин
14.01.2010 | 10:31«Догнать и перегнать»
Написать комментарий Разместить в своем блоге копировать в буферСпоры вокруг «сырьевого преимущества» России не утихают. Эксперты ломают копья в спорах, как модернизировать экономику и догнать Запад, воплотив мечту президента. Пылкие державники размышляют, как с помощью властной вертикали и православной веры наша страна сможет выйти в глобальные лидеры, став заодно мировым финансовым центром и источником прочей благодати.
Считается общим местом, что Россия должна, наконец, собраться с силами и вновь попробовать «догнать и перегнать» развитые страны. Уже не советские, а постсоветские экономисты предполагают, что корень отечественных бед зарыт в общей отсталости страны. «Более передовой Запад» изображается одновременно образцом и пределом желанной модернизации – пределом в основном технически-бытовым.
В порывах патриотических чувств (возможно, подлинных) аналитики вспоминают даже православие как духовно-нравственную опору нации и ее «святой дух». «Особенности русской цивилизации» вовсе не воспринимаются как ее исторические, но не родовые черты (а заодно и помеха для желанной модернизации).
Общепринятый подход к экономической модернизации в России изначально неверен. Считается, что преодолеть периферийный характер экономики можно через некие технические инновации и бюрократические решения. В реальности это совершенно не так.
Надежды на то, что существующие государственные или коммерческие институты произведут хозяйственную модернизацию, беспочвенны. Эти институты в модернизации совершенно не заинтересованы. Сырьевым корпорациям и их государству не нужно ничего, кроме высоких цен на мировом рынке. Для прогрессивных перемен в экономике (включая разрыв с сырьевой ориентацией) должны прийти в движение широкие общественные силы. Произойдет это в результате кризиса всей существующей хозяйственной модели в России, а не по призывам сверху. Подобные мысли только с непривычки кажутся абсурдом. Но история многократно преподносила такие примеры, подняв их до уровня закона общественного развития.
Страна еще выглядит спящей. Массы кажутся не способными расстаться со своими консервативными иллюзиями, оторваться от воспоминаний о благополучии недавнего экономического подъема. Но толчок переменам в России будет дан снизу, поскольку сохранение старого хозяйственного и политического порядка окажется морально и физически нестерпимым для большинства россиян, пока еще очень лояльных. Через изменение всей социально-политической структуры общества развернется процесс модернизации экономики. Но при этом не будет ставиться задача догнать Запад.
Нынешний кризис подводит черту под неолиберальным типом развития, и это касается всех стран, как центральных в мировом капитализме, так и периферийных, к коим относится и РФ. Отстали от объективных условий все – это демонстрирует кризис. Однако консерватизм возведен в ранг антикризисной политики. Ценой невероятных государственных затрат куплена была финансовая стабилизация 2009 года, доставшаяся по наследству следующему году. Ее намерены удерживать правительства практически всех стран, но загоняемый вглубь кризис продолжает свою разрушительную работу.
Неолиберальная экономика планеты, потеряв эффективность, держится на политических институтах. Но миру предстоит выходить на новый технологический уровень, что неотделимо от серьезных социально-политических перемен в каждой стране. Такие перемены обязательно будут и на Западе. И если русские консервативные «модернисты» мечтают догнать заграницу, скопировав ее технологии с благословения нового патриарха РПЦ, то они сильно ошибаются. Производственные технологии, даже текущего уровня, требуют от людей и общественной организации куда больше, чем сама светлая идея экономической модернизации. Но в России процесс обновления пойдет не от машины к человеку, а от социального движения к технике и организации индустрии. Реальная хозяйственная модернизация (как необходимость исторического порядка, а не кабинетная блажь) потребует глубочайшего политического кризиса, а не благоволения бюрократической элиты.
2010 год унаследовал от предшественника два важных явления: кризис и финансовую стабилизацию. Важнейшим событием минувшего года стало замедление развития кризиса – стабилизация в мировой экономике, поверхностно выдаваемая за «симптомы выздоровления». Кризис вместо начала обновления принес миру в 2009 году застой, именуемый «пройденным дном», «зарождением оживления» или даже непонятным «концом рецессии». Торможение технологических и политических перемен на планете связано именно с этим явлением.
В свете минувшего года необычайно сложно предречь хорошие итоги года 2010-го. Он окажется экономически сложным, но самое главное из того положительного, что нас ожидает, – это распространение критического взгляда на мир. Без этого трудности не одолеть и в новую реальность не войти. Мы будем меняться к лучшему, это необычайно хорошо. Идея же модернизации, возможно, начнет отрываться от своих лукавых отцов в правительстве, превращаясь в политический лозунг перемен.
Бессмысленно говорить о некоем модернистском проекте в России. Всякое движение вперед и всякие улучшения в жизни людей отныне связаны с их активностью и борьбой. Лишь настаивая на решении своих проблем, трудящиеся способны подтолкнуть не слишком скорый поезд технологического обновления экономики России.
Православие держится в модных темах уже давно. Оборотной стороной его популярности стало правило высказываться о церкви в положительном духе, не задевая «национальных святынь». Между тем серьезный подход к задаче экономического обновления России требует совершенно иного тона по отношению к сытой церковной позолоте.
В России, как и на исламском Востоке, все крупные партии являются религиозными, пусть и в сравнительно мягкой форме. КПРФ и «Единая Россия» одинаково привержены православию. Власти настаивают на религиозном воспитании под видом некоего клерикального просвещения. Религию же требуется изгонять отовсюду из государственных и общественных структур, оставив для нее место лишь в совести людей. Вера – дело частное, но в современной России она является инструментом, с помощью которого правящие силы стремятся сдержать перемены, законсервировать общество и тем самым ослабить в нем потенциал обновления. Этим православие и связано с популярной идеей хозяйственной модернизации.
Экономическое развитие по интенсивному (передовые отрасли и технологическая модернизация), а не экстенсивному пути (растущий вывоз сырья) требует борьбы с религиозными путами. Люди должны мыслить творчески и свободно. В этом нуждается обновление экономики, и неважно, многие ли эту необходимость осознают. Технические и структурные перемены в национальном хозяйстве требуют изменений в общественном сознании. Вот почему православие должно стать предметом широкой критики. Оно вполне может найти себе место в будущем, но должно измениться – отбросить дикие нормы (например, женщинам нельзя входить в брюках, а прихожанам сидеть в церкви, поскольку это способно разгневать милостивого бога) и крайне авторитарную структуру (демократизация институтов), а также нелепое безбрачие, многочисленные сексуальные табу и широчайший фетишизм.
Но пока процессы скорее идут в обратном направлении. Правда, происходит это уже вопреки хозяйственной конъюнктуре, что делает крах новой русской религиозности неминуемым. Обществу предстоит стать более светским и менее терпимым к реакционным дикостям клира. Но может быть, стоит «догнать и перегнать» Запад с точки зрения возрождения духовности и соблюдения средневековых обрядов? Возможно, эта «миролюбивая идея» придет на ум российским элитам, когда обманутые абстрактными модернистскими лозунгами люди всерьез потребуют перемен. Вряд ли, однако, она найдет много почитателей.
Главное, что должно случиться в ближайшие годы в России, – это переход трудящихся от равнодушного ожидания к деятельному вмешательству в государственные дела. Вот тогда и начнется модернизация.
Код для вставки в блогДругие колонки автора
18.12.2011 | 20:08 Когда история не шутит
17.10.2011 | 06:06 Выборы, которых нет
20.04.2011 | 13:08 Немного о греческих школьниках
01.04.2011 | 14:28 Миллиарды ценой качества жизни
21.02.2011 | 06:00 Социализм, непойманный призрак
Все колонки автора
-
2296760


























Первая часть статьи страдает неконкретностью: кто именно верит в сырьевые преимущества, кто именно мечтает догнать и перегнать? Приведение нескольких примеров позволило бы видеть, что автор не выдумывает точки хрения, а реально с ними полемизирует.
Далее начинается неконкретика в положениях самого автора:
//Для прогрессивных перемен в экономике (включая разрыв с сырьевой ориентацией) должны прийти в движение широкие общественные силы. Произойдет это в результате кризиса всей существующей хозяйственной модели в России, а не по призывам сверху. Подобные мысли только с непривычки кажутся абсурдом. Но история многократно преподносила такие примеры, подняв их до уровня закона общественного развития//
Что уж увещевать! Примеры в студию! Василий, неоднократно я Вас просил указать такие примеры: с цифрами, датами и сроками. От Вас тишина. Я думаю, потому что таких примеров нет. Но, возможно, я чего-то не знаю. Тогда жду рассказа от Вас.
Неужто это будет сталинская модернизация? А может, "реформы" Чавеса? И Вы готовы цифры дать по развитию несырьевых секторов его экономики, по покупательной способности населения, по экспорту-импорту и проч.? Неужто столь чудесны тамошние результаты?
Подозреваю, что Вы промолчите.
//толчок переменам в России будет дан снизу, поскольку сохранение старого хозяйственного и политического порядка окажется морально и физически нестерпимым для большинства россиян, пока еще очень лояльных. Через изменение всей социально-политической структуры общества развернется процесс модернизации экономики. Но при этом не будет ставиться задача догнать Запад.//
Давайте и я позаклинаю: "Да здравствует разум, да скроется тьма! Ты, Солнце святое, свети!"
И если задача догнать Запад не ставится, то какая ставится?
//Отстали от объективных условий все – это демонстрирует кризис.//
ЧТо за бред, пардон? Объективные условия на то и объективные, что от них нельзя отстать или идти вровень с условиями. Можно действовать адекватно условиям, а можно неадекватно: скажем, предрекать подъем масс в стране с российским уровнем рождаемости и старения населения. Все бучи в РФ - на Кавказе, благодаря молодым ваххабитам которого РФ не стала еще лидером по вымиранию населения - впереди менее кавказизированные Украина и Беларусь. Базовая Россия ни к каким прорывам физиологически неспособна. Никакой исторический опыт не показывает,ч то возможно поднять массы пенсионеров, алкоголиков и вырожденцев куда-то там.
//Но в России процесс обновления пойдет не от машины к человеку, а от социального движения к технике и организации индустрии. //
"Дай родиться вновь из воды и света!
Жить, не зная тайн завтрашнего дня!" ("Пророк". Автор: Маргарита Пушкина, знакомая А.Н. Тарасова)))
//Реальная хозяйственная модернизация (как необходимость исторического порядка, а не кабинетная блажь) потребует глубочайшего политического кризиса, а не благоволения бюрократической элиты.//
Вообще-то глубочайщие политкризисы в просторечии именуются революциями и войнами. С чего вдруг наступит расцвет и что именно расцветет - непонятно.
//В свете минувшего года необычайно сложно предречь хорошие итоги года 2010-го. Он окажется экономически сложным, но самое главное из того положительного, что нас ожидает, – это распространение критического взгляда на мир. Без этого трудности не одолеть и в новую реальность не войти. Мы будем меняться к лучшему, это необычайно хорошо. Идея же модернизации, возможно, начнет отрываться от своих лукавых отцов в правительстве, превращаясь в политический лозунг перемен. //
А Юпитер во втором доме Сатурна нам поможет?))
//Православие держится в модных темах уже давно. Оборотной стороной его популярности стало правило высказываться о церкви в положительном духе, не задевая «национальных святынь». Между тем серьезный подход к задаче экономического обновления России требует совершенно иного тона по отношению к сытой церковной позолоте.
В России, как и на исламском Востоке, все крупные партии являются религиозными, пусть и в сравнительно мягкой форме. КПРФ и «Единая Россия» одинаково привержены православию. Власти настаивают на религиозном воспитании под видом некоего клерикального просвещения... Вера – дело частное, но в современной России она является инструментом, с помощью которого правящие силы стремятся сдержать перемены, законсервировать общество и тем самым ослабить в нем потенциал обновления. Этим православие и связано с популярной идеей хозяйственной модернизации.//
1. То есть сознание определяет бытие?
2. То есть обновления хоз. жизни не происходит из-за косной веры?
3. Как же православие связано с идеей модернизации, если оно ослабляет потенциал обновления? Или это надо как-то по-эзоповски понимать?
//Религию же требуется изгонять отовсюду из государственных и общественных структур, оставив для нее место лишь в совести людей.//
То есть Вы против свободы совести? И какие методы изгнания предлагаете? Понятно, почему Вы так смутно повествуете об обновлении, если оно не связано с догоном Запада. Пойдем следом за Пол Потом - он здорово обновил Кампучию, истребляя "лжецов" в лице буддийских монахов. И Запад он точно не догнал.
//Экономическое развитие по интенсивному (передовые отрасли и технологическая модернизация), а не экстенсивному пути (растущий вывоз сырья) требует борьбы с религиозными путами.//
В США атеист никогда не победит на выборах любого уровня. Любой спортсмен рассказывает, как Бог помогает ему ломать челюсти соперникам и наращивать мускулатуру. Однако именно в США Локхид, Боинг, Дженерал Электрик, высокие технологии и интенсивное развитие. Так что причины и следствия у Вас перепутаны.
//православие должно стать предметом широкой критики. Оно вполне может найти себе место в будущем, но должно измениться – отбросить дикие нормы (например, женщинам нельзя входить в брюках, а прихожанам сидеть в церкви, поскольку это способно разгневать милостивого бога) и крайне авторитарную структуру (демократизация институтов), а также нелепое безбрачие, многочисленные сексуальные табу и широчайший фетишизм.//
Любому терпению приходит конец! Вася, ты (уж позволь на "ты" тебя назвать, поскольку мы знакомы) про церковь от Андрона Кончаловского по телевизору услышал? Так ты его не слушай - он старый и глупый, а ты молодой и красивый. Возможно, в Афинах в православных храмах нет скамеек, и поэтому Греция близка к суверенному дефолту и ее ждет чудесное обновление. Однако в храмах РПЦ скамейки есть. Их не так много, как в протестантских и католических храмах (однако и там постоянно сидеть нельзя во время службы: посети разок-другой на досуге), но присесть там можно. Сидят там обычно пожилые люди - и вовсе не боятся разгневать Бога. Можно и молодому присесть - когда народу мало или натура героическая.
Брюки не то что нельзя, а просто не вполне пристойно - однако бить не станут. А вот меня начальство в Госдуму без костюма и галстука не пускает - а я люблю в спортивном костюме ходить (в выходные только в нем): долой костюмы и нормы такого рода! Так, что ли?
Безбрачие в православии только у высшего духовенства и монахов - у рядовых священников наоборот, обязателен брак. Вот у католиков вообще нет брака для священства - но это не мешает Франции иметь высокоразвитые железные дороги без запретов на религию и т.п.
Сексуальные табу у многих людей связаны отнюдь не с конкретной конфессией. Это вопрос сложный и напрямую к православию не относящийся: опять же непонятно, почему именно православие - напиши Гейдару Джахидовичу Джемалю, что его дурацкий ислам полон идиотских сексуальных запретов (типа общения с менструирующей женщиной - простого разговора даже, не подумай чего фривольного). Поглядим, чего тебе ответит друг Кагарлицкого, наш местный исламский революционер.
И что за демократизация церковных институтов? Церковь - общественная организация - негоже указывать ей, как жить - это признак антидемократического тоталитарного мышления. Неужто лавры Сталина-Хрущева тебе покоя не дают?
//Правда, происходит это уже вопреки хозяйственной конъюнктуре, что делает крах новой русской религиозности неминуемым. Обществу предстоит стать более светским и менее терпимым к реакционным дикостям клира.//
Не пойму, ты с верующими подрался там, что ли? Чего ты к этой религии прицепился? Ее и сейчас большинство исповедует как обрядоверие вперемежку с Фэн-шуем и гороскопами. С чего вдруг от плохой жизни народ встрепенется? Вон на Гаити нищета полная, еще и землетрясение - стоит ли нам ожидать массового вступления в компартию и возникновения научного мировоззрения у народа?
//Главное, что должно случиться в ближайшие годы в России, – это переход трудящихся от равнодушного ожидания к деятельному вмешательству в государственные дела. Вот тогда и начнется модернизация//
А поконкретней можно? Без витийства?
Если Вам интересно - именно цифры по Венесуэле, которые Вас интересуют, являются основным содержанием моей ВАКовской аспирантской статьи. Может переделать ее для "Рабкора"?
Я думаю, Леонид, это было бы интересно не только мне. Постоянно мы слышим о каком-то прорыве в Венесуэле, об успехах боливарианского социализма и т.п.
Но нет никаких цифр и проверяемых данных кроме обаятельного Уго по телеку)).
Где же Вы видели проверяемые данные? )
Попробую восполнить этот пробел, я об этом давно думаю.
Не понял-это о исторической России или России нынешней?
От кого? Из СМИ я слышу как раз об обратном, а Рабкор на этот счёт предусмотрительно помалкивает. Так что тенденции я не заметил.
Комментарий удален
Ага, наверно, у китайцев, чьи темпы роста как-то приводил здесь Ромаюн, жутко проверяемые статданные=)
Колитесь, где и при каких обстоятельствах имело место с знакомство с Василием?=)
Базовая в смысле без колоний (Кавказа, Сибири и т.п.) - она же основная по населению.
Соглашаясь с Вашим тезисом о раздувании Василием роли религии в торможении модернизационных процессов, всё же хочу обратить Ваше внимание на неприемлемость подобной трактовки вышеупомянутой цитаты Василия. Не знаю, о засилье РПЦ в каких общественных структурах он говорит, коснусь лишь той части высказвания, которое затрагивает госструктуры, а именно - неприкрытого государственное финансирование церкви. Из свежих примеров: министерство культуры, никогда не отличавшееся особым богатством и щедростью в отношении рядовых сотрудников, берёт на себя расходы по реставрации и передаче в ведомство РПЦ храмов, используемых в качестве музейных помещений.
И согласно Конституционного положения об отделении церкви от государства, церковь должна быть лишена финансовой поддержки-вот тогда и станет ясно, какое положение в обществе она занимает на самом деле.
лучше сохраню легкое инкогнито)). он, если захочет, догадается.
только в ведение, а не ведомство.))
беды тут нет - рпц берет на себя сохранение объекта культурного наследия - всем выгодно в итоге.
Подайте иск в суд и попробуйте доказать факт финансирования)) - замаетесь, уверяю.
Пока Юльич печатался на Взгляде, я его регулярно читал. У него была пара статей об этом.
Более или менее - проверяемые при обращении к другим данным. Речи про свободу и подлинное достоинство человека непроверяемы в принципе.
Не сомневаюсь-хотя бы потому что не имею доступа к бухгалтерским проводкам-но от этого моя уверенность в масштабном финансировании не убавится.
Комментарий удален
Но никакой ответственности за его судьбу не несёт-бог дал, бог взял. Впрочем, лично мне угробляемых церковниками в ненадлежащих условиях хранения икон не жалко-жалко денег, затраченных государством на их реставрацию. Да пускай забирают помещения, если здание пустует-кто ж против-ну так пускай и реставрируют за свои деньги, особенно если к объектам культурного наследия храм не относится.
Вам разве Грук про свободу и подлинное достоинство обещал представить материал?=)Насколько я помню, статьи Бориса Юльевича про Чавеса, размещенные на aglob.info (многие публиковались первично во Взгляде) были весьма сдержанными, хотя и проникнутыми симпатией, а одна даже пессимистичной была. А что значит-более или менее проверяемые?:
Вот тут:
http://prime-tass.ru/news/comments/-101/%7B1C710A21-3FC8-4A41-A1E2-983D14D6C652%7D.uif?d1=27.12.2009&d2=30.12.2009
авторы прямо пишут, что "...некоторые китайские статданные... столь несообразны и так вопиюще противоречат всем косвенным оценкам /например, официальный уровень безработицы вообще не отобразил кризиса/, что многое из них можно пропустить как бессодержательное. Данным по ВВП можно доверять очень осторожно."
Это оговорка по Фрейду, смысл которой, сдаётся мне, в том, что РПЦ-это ведомство при администрации президента, управляющее духовными делами=)
По Венесуэле: из агентурных источников знаю, что мой любимец Тарасов не верит в революционность РФ, но верит в будущее латиноамериканских революционных потуг. Я нет.
Каг. пишет обтекаемо и в прямом восторге его не уличишь, но почему-то вообще видит какой- позитив в правлении Чавеса.
А мне вот как-то довелось читать данные о тамошнем расслоении и преступности - РФ отдыхает.
по Китаю:
Детально конечно - могут наврать - но общий политив Китая просчитывается. Например, любимец Василия Демура кричал про 70 млн безработных там. И что? Население КНР 1320 млн, работает не меньше 700 млн, то есть 10 %. Намедни слушал о безработице в Штатах - 10% прямой и 18 со скрытой. И Штаты покамест не упали)).
Вот даже Аватар полтора миллиарда в мире собрал)).
Александр, Вы дали мне хорошую ссылку. Я давний поклонник Егишянца и АйТиИнвеста, но давненько не читал их сайт.
Под этим и я бы подписался:
//Экономика Китая заметно растёт, но реальный темп этого роста ниже официальных показателей. Статистика искусственно раздувается как центральными властями страны, так и местными чиновниками, хотя фальсификации и корректировки "задним числом" сейчас стали уже традицией по всему миру.
Китайский экономический рост в этом году, в большей части обусловлен гигантскими государственными программами стимулирования экономического роста. Однако реальный потенциал наращивания внутреннего спроса ограничен "анизотропией" реформ в стране, где большое число деревенских жителей слишком бедно, чтобы в нём можно было быстро получить какой-либо прорыв в совокупном спросе.
Общемировые государственные программы стимулирования экономик и поддержки спроса могут какое-то время поддержать экономический рост в Китае, в надежде на то, что механизм глобальной кредитной экспансии и инвестиционного спроса вновь заработает. Однако, продолжающегося сокращение кредитования компаний и домашних хозяйств, видимо, оставит частный спрос на товары и услуги в развитых странах на низких уровнях ещё довольно долго.
Устойчивое приближение Китая к мировым лидерам по объемам экспорта своей продукции в условиях мягкой денежной и валютной политики, дает шансы КНР продолжить расширение рынков сбыта своей продукции и отвоевывать у Запада традиционные ниши экспорта.
На протяжении последних 5-7 лет Китай колоссально сократил свое технологическое и научно-исследовательское отставание с Западом, увеличил импорт "мозгов". Все больше технических новик появляется именно в Китае. Это означает, что посткризисное восстановление ведущих индустриальных держав за счет экспорта своих новейших технологий может просто затянуться.
Новое технологическое превосходство Запада над Китаем возможно лишь в среднесрочной перспективе, например за счет новых энергетических технологий в автомобилестроении. На наш взгляд, в ближайшие два-три года мировая экономика пойдет по пути слабого экономического подъема, на фоне создания искусственного спроса путем денежных спекуляций", - Александр Потавин и Сергей Егишянц, аналитики ИК "ITinvest" //
Преувеличения вполне вероятны, но заметьте, атворы не пишут: мол, дутый рост, вот-вот все рухнет, будет безработица и хаос и т.п. А именно это мы читаем у многих.
undefined
undefined
Так там и до Чавеса войны не было)). В чем достижения "народных масс", разбуженных колоритным десантником?))
Вы владеете языком Шекспира? Довольно хорошая подборка данных - http://www.cepr.net/index.php/press-releases/press-releases/report-examines-economy-and-social-indicators-during-the-chavez-decade-in-venezuela/
-Мыши, крысы, тараканы есть?
-Нет.
-Нате! (с)
Кстати, раз уж зашла речь, чтоможно с уверенностью относить к достижениям народных масс в любом постреволюционном проекте?
Комментарий удален
//Довольно хорошая подборка данных//
Ага, спасибо. Из нее видно, что экономика Венесуэлы в целом зависит от нефти, что в правление Чавеса удалось значительно снизить детскую смертность, уменьшить процентов на 16 неравенство между богатейшими и беднейшими (коэффициент Джини).
Но все это только за несколько лет. Сомнительно, что это продлится долго - по ряду причин.
Да и тут нет чудес, хотя, конечно, Чавес симпатичней других лидеров Лат. Америки.
Так я скептичен к самой идее благотворности революций, рассматривая последние как стихийные выбросы по типу выбросов гормонов или воспалительных процессов.
К этому и сводятся мои возражения против любой революционности как некоего блага.
Если у вас на любые статданные по любому постреволюционному проекту уже имеется готовый ответ в духе "то не так, а это не то", зачем же тогда спрашивать? Православные честнее-они сразу говорят, что любая гордыня и непослушание-от лукавого)
UPD: и что благими намерениями вымощена дорога в ад, а иного варианта развития событий и быть не может, ведь любая революция свершается по злому умыслу врага рода человеческого.
Так никаких данных никто не представляет. Если речь о данных по Венесуэле - я ведь сказал, что там есть небольшие улучшения по паре показателей. И что дальше?
Временной отрезок незначителен (некогда Шанин поставил минималку в 20 лет), показателей всего 2.
Да и про революцию в Венесуэле я слышу много, но у меня нет уверенности, что это правда)). Еще вопрос, что такое революция - определений много. Вон, Майдан тоже революцией обозвали.))
В целом мой скепсис к революциям связан с вышеописанной концепцией - когда Вам делают прививку, это, возможно, укрепляет организм, но ощущается это отнюдь не сразу. А революции часто похожи не на прививки (это в идеале только). а на полноценное заболевание.
Если же говорить о статданных по СССР, то там заметные улучшения наступили аж в начале 1960-х гг. (если не считать развитие тяжелой промышленности помощью в быту частных лиц) - так что сроки вызывают сомнения - стоило ли копья ломать ради улучшений через 40 лет и таких жертв.
Ну, в целом, если отбросить фантастическую подоплеку, мой взгляд похож - как говорил Сартр, жизнь человека - всегда неудача. Ну вот так как-то. Революции связаны с нетерпением групп влияния, а не с научным мировоззрением, поэтому и результаты их во многом сомнительны.
Угу-инициируя программу звездных войн", Рейган, наверно, основывался на сугубо научном мировоззрении=)
И какая связь? То, что результаты Рейгана сиюминутны и для широких масс ничтожны, как раз и подтверждает мою мысль - к научному мышлению коммунизма революции не имеют отношения. Да, житуху групп влияния они улучшить могут - и что? С какой стороны в таком случае они благо? Благом они станут, когда можно будет посчитать бонусы от них.
Я бонусов не вижу. Иногда на такие возражения говорят, что у меня "буржуазное" понимание прогресса. Я все пытаюсь понять, какое возможно небуржуазное - но это надо в гегельянство лезть, вероятно, а мне это претит. Лучше уж останусь с буржуазным эмпиризмом и позитивизмом, нежели со штурмом неба с шизофреником из Нюрнберга)).
Речь, конечно, о бонусах для большинства. Иначе не возникало бы необходимости пояснять Вам неудачность примера с Рейганом.
Если я сторонник девиза Эпикура "Живи незаметно", то как революция в этом поможет? Революция - это всегда поыптка сменить наличное бытие быстро и решительно на нечто лучшее.
"Быстро, хорошо, дешево - выбирай любые два" - висел у нас девиз в службе интерактивных проектов - мне запомнилось.
Революция - это попытка обмануть конструкцию и получить все три характеристики вместо обещанных двух.
Поэтому у Чавеса будет или долгое улучшение, или быстрое, но дорогой ценой, или вообще не будет улучшения, потому что будет мало затрачено ресурсов и слишком быстро все. Ну и т.д.
Примеры и многое объясняющие закономерности (аналитически разобранные) будут в серии ближайших материалов по волнам Кондратьва и большим кризисам в истории капитализма, цифрами и данными более полных. И всякий авторский "бред" встанет на свое место - проблема ведь не в недосказанности а в общей малоизвестности целого ряда исторических процессов (именно как процессов). Доганять Запад бессмысленно - его придется перегонять в текущем виде.
И какая связь? То, что результаты Рейгана сиюминутны и для широких масс ничтожны, как раз и подтверждает мою мысль - к научному мышлению коммунизма революции не имеют отношения. Да, житуху групп влияния они улучшить могут - и что? С какой стороны в таком случае они благо? Благом они станут, когда можно будет посчитать бонусы от них.
Я бонусов не вижу. Иногда на такие возражения говорят, что у меня "буржуазное" понимание прогресса. Я все пытаюсь понять, какое возможно небуржуазное - но это надо в гегельянство лезть, вероятно, а мне это претит. Лучше уж останусь с буржуазным эмпиризмом и позитивизмом, нежели со штурмом неба с шизофреником из Нюрнберга)).
Наверное, вы правы-из курса читанной мне в ВУЗе новейшей истории стран Европы и Америки у меня сложилось стереотипное представление о периоде рейгановского правления как эпохе бурного развития технологий двойного назначения. Пошерстив по инету, пришлось пересмотреть вложенное в мой неокрепший разум почтенным преподавателем-ничего, подтверждающего вывод о серьёзных успехах, достигнутых на поприще внедрения военных технологий в гражданских отраслях в 1980-е гг., мне не попалось. Да и интернет, как оказалось, нельзя считать родным детищем американской оборонки.
С этим я согласен, но зато я могу прогнозировать, что на среднесрочную перспективу будущее среднестатистического венесуэльца гораздо более обнадёживающе, чем будущее гаитянина=)
Меня вот что заинтересовало в связи с обращением к этой теме: в случае нападения США на Венесуэлу, вы, по идее, вынуждены будете, следуя своей оригинальной концепции(условно назову её концепцией "ответственности за провоцирование агрессора"), возложить вину за последствия вторжения на чавесовское руководство?=)
Помнится, когда Василий и Юльич публиковались на Аглобе (aglob.info), Колташов в одной из статей упоминал, как в Греции один батюшка чуть ли не предал анафеме толпу греческих анархистов (кажется), в которую затесался внаш Василий=) Но тому уже минуло года два как.
То есть "отстали от объективных условий" - так и у КОндратьева?
//Наверное, вы правы-из курса читанной мне в ВУЗе новейшей истории стран Европы и Америки у меня сложилось стереотипное представление о периоде рейгановского правления как эпохе бурного развития технологий двойного назначения. Пошерстив по инету, пришлось пересмотреть вложенное в мой неокрепший разум почтенным преподавателем-ничего, подтверждающего вывод о серьёзных успехах, достигнутых на поприще внедрения военных технологий в гражданских отраслях в 1980-е гг., мне не попалось. Да и интернет, как оказалось, нельзя считать родным детищем американской оборонки.//
В начале 90-х казалось, что мы вообще где-то вне мира, а в Штатах все удивительно разумно)).
Но я все равно Вашу мысль не понял. Вы же писали о падении СССР в связи с революцией как способом бытия - и причем тут Рейган - это меня гложет)).
Стало быть, тайно верит в силу Креста животворящаго!))
//Но я все равно Вашу мысль не понял. Вы же писали о падении СССР в связи с революцией как способом бытия - и причем тут Рейган - это меня гложет)).//
О СССР я вообще не думал-я подразумевал подъём американской экономики, спровоцированный предпринятым Рейганом и его генштабом революционным штурмом космоса.=) Оказалось, эффект от СОИ для гражданских отраслей был в то время вообще неосязаем, да и 80-е в целом для Америки были периодом стагнации. Поищу другие примеры)
Ах, конечно.
Но НТР - это все же не революция политическая. Поищите, в самом деле, другие примеры. Я потенциал революций оцениваю очень низко для улучшения жизни масс.
//Но НТР - это все же не революция политическая. Поищите, в самом деле, другие примеры. Я потенциал революций оцениваю очень низко для улучшения жизни масс.//
Вы же классифицировали революцию как одну из разновидностей проявления нетерпения групп влияния. Развёртывание бредовой программы СОИ было классическим выражением нетерпения группы влияния. Теоретически в капиталистическом обществе она могла привести к повышению благосостояния американских граждан как следствию научного прорыва в оборонке.
Нетерпение - ОДИН ИЗ признаков революции. Однако у СОИ нет такого свойства революций как слом существующей парадигмы - СОИ ничего не ломала, а осуществлялась в рамках действующей системы. Это все равно что введение пулемета Максим в царской армии назвать революцией)).
Да не называл я СОИ революцией!!!=) Я всего лишь указал на то, что реализованное в каком-либо успешном проекте нетерпение группы влияния может улучшить благосостояние в целом.
Но это слишком неконкретно. Кой-чего и революция может улучшить. Речь лишь о том. что какого-то радикального улучшения жизни революции не приносят, а горя гораздо больше. Потому что революция - не некое продуманное действие, а стихийное воспаление.
Юльич вчера в программе "Диалог" на канале "РБК" (сам в шоке!=))вновь проехался по экономическому росту Китая-опять, мол, китайцев поймали за руку, что их статистика завышена на треть)
Там ещё про предвиденье экономистами ИГСО кризиса прозвучало-не иначе Василий Колташов с его монументальным докладом, обнародованным летом 2008, подразумевался=)
Ну да - а у кого не завышена? Есть мнение, что в Штатах вообще роста лет 20 нет - вопрос в том, как считать.